НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (LOW) Словарь библейских образов

Человеческое воображение проявляет естественную склонность к использованию пространственной символики высокого и низкого, верха и низа для оценки реальных характеристик человеческой жизни и определения истинной значимости человека и его ценностей. Низкое положение или уничижение указывают в Библии на вполне определенное место или состояние и служат пространственной метафорой, основанной на сравнении. В крайностях высокого и низкого отражается иерархическое положение, по которому можно судить о ком-то. Размышляя о значении человека в сравнении с размерами творения, псалмопевец заявляет: «Не много Ты принизил его пред ангелами» (Псалтирь 8:6 NIV). Здесь образ более низкого показывает в пространственных категориях надлежащее место человека в иерархии Божьего творения. Владычество и власть, данные человеку над землей, лишь немного уступают по значению власти ангелов. При помощи простого образа физического положения для иллюстрации иерархии творения псалмопевец сумел изобразить великое чудо и огромную ответственность человека как Божьего творения.

Этот образ указывает также на общественное положение. В Деяниях читаем, что Симон-волхв обладал такой харизмой, что в Самарии «ему внимали все, от низкого до высокого» (Деяния 8:10 NIV). Аналогичное различие между общественными классами проводит псалмопевец, обращаясь к «низким и высоким, богатым и бедным» (Псалтирь 48:3 NIV). Здесь критерием занимаемого положения служит, в частности, материальное благосостояние – оба оборота равнозначны, и парами располагаются два слова в середине «высокий»/«богатый» и два крайних слова «низкий»/«бедный». Занимающие низкое положение не пользуются уважением со стороны богатых и сильных. Поэтому псалмопевец говорит о себе, что он «низок и презрен» (Псалтирь 118:141 NIV). На самом низу общественной иерархии находятся рабы, существующие только как предметы купли-продажи. Именно это имел в виду Ной, когда проклял Хама с использованием превосходной степени прилагательного: «Нижайшим из рабов [буквально “рабом рабов”] будет он у братьев своих» (Бытие 9:25 NIV).

Как принадлежность к низшим общественным слоям обусловливает подчинение власти более высокопоставленных людей, так и поклон, то есть физическое принижение себя перед другим человеком, служит образом зависимости и послушания. Встретив ангела Господня на дороге, Валаам преклонил лицо до земли, выражая благоговение и подчинение (Числа 22:31). И братья Иосифа, представ перед ним во время своего второго путешествия в Египет, тоже «преклонились и поклонились» (Бытие 43:28). В таких случаях поклон одного лица другому представляет собой физический образ невидимой взаимосвязи. Кланяющийся отдает себя во власть того, кто находится выше в прямом и переносном смысле.

Помимо выражения почтения и признания власти, поклон может также служить образом послушания. Так, в физическом преклонении пред Богом выражается сама суть поклонения. Закончив молитву в связи с объявлением Соломона царем, Давид сказал собравшимся: «Благословите Господа, Бога нашего», – и они ответили на это низким поклоном и падением ниц (1-я Паралипоменон 29:20). Другой показательный пример – встреча Авраама неподалеку от Содома с Богом в виде трёх мужей, которые говорили Я от имени Господа: «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!» (Бытие 18:16). Увидев посетителей, Авраам побежал навстречу и поклонился им до земли (Бытие 18:2). В этом физическом образе выразилось не только уважение, но и поклонение. Еврейское слово, переведенное здесь как «поклонился», обозначает позу при Поклонении (ср. Бытие 22:5; Исход 34:14; Псалтирь 95:9). Авраам физически принизил себя, признав, что перед ним Бог.

Таким образом, в низком поклоне выражается смирение пред Богом или каким-то менее значимым властелином и признание его превосходства и власти. Что касается тех, кто не желает смириться, Библия изобилует образами Бога, смиряющего высоких, сильных и гордых. В данном случае падение становится образом принудительного смирения под действием непреодолимой силы Бога. Исаия пишет, что Бог «ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город» (Исаия 26:5). В этом стихе выражается образ уничижения, сопровождающегося разрушением, в котором город доходит до самого низкого уровня (сравнивается с землей). Иеремия, со своей стороны, провозглашает, что египетские воины «опрокинутся» рукой Бога и обратятся в бегство (Иеремия 46:15). Исаия тоже обещает, что «поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится» (Исаия 2:11). Здесь объектом унижения служит не просто физическая сила, а греховная гордость. В каждом случае Бог применяет Свою власть, смиряя тех, кто превозносит себя. Под властью Бога находятся все: Иов размышляет о всеохватывающем характере смиряющих последствий смерти, когда «человек умирает и опускается вниз» (Иов 14:10 NIV) как в прямом, так и переносном смысле.

Итак, в библейском образе низкого или уничиженного могут отражаться онтологическое или общественное положение, подчинение, поклонение или власть Бога над человеческой силой и гордостью. Основной характерной чертой образа служит смирение, добровольное или вынужденное. В целом Библия изменяет обычный архетип на противоположный, придавая ему преимущественно положительный смысл. Частью образа становится даже библейское отношение к святости обыденного и домашнего.

См. также: ВОСХОЖДЕНИЕ, ВЫСОТА, НИЖНЕЕ, БОЛЕЕ НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПАДЕНИЕ НИЦ, РАБ, СМИРЕНИЕ, СПУСК.