НЕОЖИДАННЫЕ СОБЫТИЯ (SURPRISE, STORIES OF) Словарь библейских образов

Неожиданность – распространенная составляющая историй. Сама жизнь полна неожиданностей, хороших и плохих, но отчасти их присутствие и значение в рассказах является литературным приемом. То, что читатель знаком с этим приемом, не умаляет влияния на него разных неожиданных моментов в повествовании. Напротив, это влияние лишь усиливается, когда мы чувствуем, что впереди ждет нечто неожиданное. Мы реагируем тогда не на сам элемент новизны, а на «удивительность», свойственную событию.

Часто неожиданными бывают встречи. Съев запретный плод, Адам и Ева делают вид, что внезапно встретили Бога, Который, как обычно, прогуливался в саду (Бытие 3:8). Среди героев, неожиданно встречающихся с Богом, можно назвать Агарь (Бытие 16:13), Иакова (Бытие 28:10-17; 32:22– 30), Моисея (Исход 3), Гедеона (Книга Судей 6), родителей Самсона (Книга Судей 13), Илию (3-я Царств 19:9-18), Исаию (Исаия 6:1-5), Иезекииля (Иезекииль 1), Навуходоносора (Даниил 3:24-29), двух человек из Еммауса (От Луки 24:30-32) и других, кому являлся Иисус после воскресения. Встречи с другими людьми также могут быть неожиданными. Без сомнения, Иакова застало врасплох великодушное и всепрощающее поведение Исава, когда они воссоединились (Бытие 33:1-14). Братья Иосифа были поражены, когда он открыл им свое имя в Египте (Бытие 45:1-15). Вооз неожиданно встречается с Руфью в полночь на гумне (Руфь 3:6-13). Есфирь застает врасплох Амана, когда открывает Артаксерксу его заговор против иудеев (Есфирь 8).

Другая категория историй о неожиданных событиях касается того, что происходит вопреки ожиданиям. Ева с энтузиазмом дает своему первенцу имя Каин и восклицает: «Приобрела я человека от Господа» (Бытие 4:1); без сомнения, родители Каина были потрясены трагическим поворотом событий. Авраам и Сарра, должно быть, были поражены последствиями своего решения иметь ребенка от Агари (Бытие 16:1-6). Исаак и Исав удивились, обнаружив, что Иаков и Ревекка украли благословение (Бытие 27:30-35). Моисей спускается с горы Синай с Божьим законом, начертанным на двух скрижалях, и обнаруживает, что народ обратился к идолопоклонству (Исход 32:15-19). Левит был потрясен, увидев мертвую наложницу, лежащую у двери, и весь народ был шокирован этой новостью (Книга Судей 19:27-30). И Самсон, и Саул наделены Божьими дарами и скорее всего должны одержать победу, но неожиданно терпят трагическое поражение. После перечня историй успеха в К Евреям 11, когда мы ожидаем рассказов о невиданных триумфах, приводятся удивительные примеры ужасных неудач, если судить по общепринятым меркам (К Евреям 11:35-38).

В некоторых из библейских историй о неожиданных событиях герои внезапно осознают, что они совершили в неведении. Фамарь представляет Иуде доказательства его связи с ней, когда она переоделась блудницей (Бытие 38:1-30). Иаков поражен наутро после свадьбы, когда видит, что его жена, к которой он «вошел» накануне, – «это Лия» (Бытие 29:25). Мы вполне можем представить себе реакцию Иеффая, когда первым человеком, встречающим его у дома после битвы, оказывается его родная дочь (Книга Судей 11). Давид удивлен, когда вымышленный рассказ Нафана о грехе оказывается рассказом о нем самом, потому что Давид считал, что просто разбирает судебное дело (2-я Царств 12). На следующий день после того, как пьяный Навал оскорбил Давида, его жена Авигея рассказывает ему, что он сделал, «и стал он, как камень» (1-я Царств 25:37). События могут быть настолько удивительными, что вызывают шок: когда Иакову сообщают, что Иосиф жив, «сердце его смутилось; ибо он не верил им» (Бытие 45:26).

Удивительными могут быть и Божьи откровения (см. ПОЗНАНИЕ КАК ОТКРОВЕНИЕ). Например, в Книге Бытие египетский царь трижды удивляется откровению о том, что взял жену патриарха к себе в гарем (Бытие 12:10-20; 20; 26:6–11). После изощренных, но смешных попыток Иакова вывести нужных ему животных, его поражает откровение о том, что это воля Бога привела к рождению пестрых животных, а не помещение перед ними ветвей с вырезанными полосками во время спаривания (Бытие 30:37-31). Бог поразил Валтасара предсказанием о надвигающемся суде в столь драматической манере (таинственная рука, начертавшая на стене слова), что царь «чрезвычайно встревожился, и цвет лица его изменился» (Даниил 5:9).

Помимо особых откровений, деяния Божьего провидения также могут быть неожиданными. Жизнь младенца Моисея не только была спасена благодаря отважным действиям его родственников, но его матери даже платили за заботу о собственном ребенке (Исход 2:1-10). Первое появление манны было удивительным открытием для израильтян (Исход 16:13-15), и мы можем догадываться, что последующие акты заботы о пропитании народа во время блужданий по пустыне тоже несли в себе элемент неожиданности. Бог удивляет Гедеона, когда сокращает его армию до трехсот человек (Книга Судей 7:4-7). Все присутствующие поражены, когда юный Давид убивает Голиафа камнем из пращи (1-я Царств 17). Двор Навуходоносора потрясен здоровым состоянием и способностями Даниила и трех его друзей после десяти дней простой диеты (Даниил 1).

Человеческий характер – один из источников неожиданностей в повествовании. Иногда мы, читатели, удивлены развитием историй в Библии. После нежелания Моисея и Гедеона быть лидерами, мы поражаемся их способностями владеть ситуацией, когда они становятся руководителями. Опять же, и Моисей, и Гедеон становятся настолько идеальными в нашем воображении, что нас поражают некоторые недостатки их характера (Числа 20:1-13; Книга Судей 8:22-28). Иов стал легендарным примером терпения на основании вступления к Книге Иова, но позже он поражает нас пылкими обвинениями в адрес Бога. Мудрость Соломона также вошла в поговорку, поэтому его отступничество в конце жизни – неожиданность для нас. Илия поражает нас, когда испытывает упадок сил после своей самой великой победы (3-я Царств 19), а Езекия – когда чувствует разочарование после духовного подъема и Бог продлевает ему жизнь (Исаия 3739).

Еще одна категория историй о неожиданностях – это рассказ о героях, которые неожиданно испытывают на себе Божий суд. Жена Лота, оглянувшись назад, на Содом, немедленно превращается в соляной столп (Бытие 19:26). Мы можем предположить, что фараон был удивлен могуществом Бога, когда на Египет были насланы казни, а войско его погибло в волнах Чермного моря. Мариамь внезапно поражается проказой (Числа 12:9-15), как и слуга Елисея, Гиезий (4-я Царств 5:19-27). Навуходоносор страдает от безумия в самый разгар своего земного успеха (Даниил 4:28-33), а Анания и Сапфира погибают из-за своей лжи (Деяния 5:1-11).

Хотя жители Сокхофа и Пенуэла, отказавшиеся помогать Гедеону в преследовании мадианитян, не испытали непосредственно Божьего суда, они явно были удивлены возвращению Гедеона и исправились, когда он пригрозил растерзать их терновником и снести их башню (Книга Судей 8). Очевидно, Самсон был удивлен, когда сила покинула его после того, как он раскрыл ее секрет Далиде (Книга Судей 16:20). Ахав (2-я Паралипоменон 18:28-33) и Иосия (2-я Паралипоменон 35:20-27) думали, что, переодевшись, уцелеют в битве, но все равно погибли.

В рассказах о Сражениях есть неожиданности из области военной стратегии. В битве при Гае Иисус Навин воспользовался засадой, выманил армию Гая из города, а потом неожиданно вошел в город с другой стороны (Иисус Навин 8:14-22). Аод внезапно поразил своего врага Еглона мечом в то время, как тот ожидал услышать послание от Бога (Книга Судей 3:12-30). Ночное нападение Гедеона на армию мадианитян было неожиданным и ввергло неприятеля в панику (Книга Судей 7:19-23). В Книга Судей 9 упоминается целый ряд неожиданностей, в том числе шок хвастуна Гаала, увидевшего, как вражеское войско выходит на холмы перед ним, и смерть Авимелеха от рук женщины, бросившей с башни мельничный жернов.

В притчах Ветхого Завета также упоминаются люди, которых неожиданно постиг суд: как внезапно рыбы попадаются в сеть, а птицы – в силки, «так сыны человеческие уловляются в бедственное время» (Екклесиаст 9:12). Нищета настигает бездельника внезапно, как грабитель (Пр. 24:34). Даже в псалмах есть краткие истории о неожиданностях, например, когда процветающие и высокомерные люди попадают «на скользкие пути» и «низвергаются в пропасти» (Псалтирь 72:18-19).

Притчи Иисуса – это миниантология историй о неожиданностях. Несмотря на то что они весьма реалистичны и в них мало вымысла, многие из них содержат внезапные повороты событий: при оплате не учитывается, сколько времени проработали работники; отец почему-то прощает блудного сына; помощь приходит к раненому путнику с самой неожиданной стороны; люди по неуважительной причине не приходят на пир; слуга, которому прощен долг, не желает прощать тех, кому сам он одалживал деньги. Мы находим также истории с неожиданной концовкой: планы богатого земледельца терпят крах в тот самый день, когда закончены работы; сыновья сообщают отцу за завтраком прямо противоположную реальности информацию о своих намерениях относительно работы на винограднике; фарисей приходит домой осужденным, а мытарь – оправданным. Другие притчи построены на неожиданных открытиях: обнаружение спрятанного на поле сокровища, жемчужина великой ценности, гость на свадьбе без свадебного одеяния.

Элемент неожиданности присутствует и в учении Иисуса. Его заповеди блаженства, например, касаются поразительного изменения ситуации, в которой человек становится счастливым или блаженным и получает обещанную награду (к примеру, кроткие наследуют землю). Сравнительная терпимость Иисуса к соблюдению субботы постоянно вызывала удивление у религиозных деятелей того времени. Другие Его мнения об исполнении закона также удивительны, например, утверждение, что бедная вдова, пожертвовавшая мизерную сумму денег в храмовую сокровищницу, дала больше, чем богатые люди, принесшие щедрые пожертвования.

Апокалиптические видения и эсхатологические речи в Библии являются еще одним источником историй о неожиданностях. В предсказаниях будущего ныне существующие ситуации странным образом изменяются, например, процветающие народы ждет погибель. Калейдоскопическое строение пророческих книг приводит к тому, что одна неожиданность сменяет другую. Наиболее известный пример – Книга Откровение, где Иисус – то Лев, то Агнец (Откровение 5:5-6), или описаны необычные приготовления к битве, о которой так и не рассказывается (Откровение 16:12-16). Еще один связанный с неожиданностью элемент в эсхатологических отрывках Библии – та внезапность, с которой события последних дней обрушатся на людей. В посланиях, например, говорится, что день Господень придет подобно вору (2-е Петра 3:10; 1-е Фессалоникийцам 5:12). Иисус использовал тот же образ, говоря о внезапности Своего возвращения (От Матфея 24:43; От Луки 12:39). Он рассказывает притчи, показывающие, как будут удивлены некоторые люди при наступлении эсхатона (От Матфея 24:36; 25:1–31). К этому мы можем добавить удивление людей приговором, который будет вынесен их земной жизни, в ожидании Иисусом последнего суда (От Матфея 25:31-46). Драма искупления сама по себе полна сюрпризов. Бог выбирает неожиданных людей с самого начала, с Книги Бытие. В Ветхом Завете младшего сына часто предпочитают старшему. В основе неожиданности Божьего выбора лежит следующий принцип: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1-я Царств 16:7). Жизнь Иисуса также полна неожиданностей. Как предсказано в песни о Рабе в Исаия 52:13-53, Мессия внешне не производит впечатления, которое, казалось бы, должна производить такая возвышенная фигура; даже упоминание о возвышении Раба удивительно. Земная жизнь Иисуса также представляет собой ряд неожиданностей, так как Он отождествляет Себя с бедными, униженными и изгоями земного царства. Размышляя обо всем этом, Павел приходит к выводу, что призвание Богом христиан – неожиданность и шок, нарушение мирских стандартов в выборе вероятных кандидатов на спасение, так как Бог предпочитает «юродство» «премудрости» (1-е Коринфянам 1:18-31).

Какие выводы мы можем сделать из факта, что мотив неожиданности столь част и разнообразен в Библии? На чисто художественном уровне мы можем признать, что этот мотив делает Библию интересной и захватывающей книгой. На другом уровне мы можем почувствовать нечто вроде жизненного реализма и тайны человеческой личности, с которыми связана такая неожиданность. Еще на более глубоком уровне неожиданности в Библии имеют отношение к божественному провидению, суду и искуплению. В целом, преобладающий в Библии элемент неожиданности указывает на необходимость жить в духе бдительности, следить за своим поведением и отношениями.

См. также: НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ.