НЕДООЦЕНКА, ПЕРЕОЦЕНКА (MISPRIZING, MISVALUING) Словарь библейских образов

Ошибочная оценка обусловливается неспособностью правильно оценить ситуацию. Это может выражаться двояким образом – в недооценке (придании недостаточного значения чему-то ценному) и в переоценке (придании большого значения чему-то несущественному или в завышенной оценке). Неудивительно, что в книге, посвященной рассмотрению ценностных категорий, каковой является Библия, вопрос о неумении дать правильную оценку предстает одним из важнейших.

Библейским прототипом человека, не способного правильно оценить ситуацию, служит Исав, продавший первородство за вошедшую в поговорку «чечевичную похлебку». После потрясающего рассказа о таком безразличии к духовным ценностям автор наносит завершающий удар: «И пренебрег Исав первородство» (Бытие 25:34). В К Евреям 12:16 действия Исава расцениваются как поведение «блудника» или «нечестивца» , а само его решение как бесповоротное, хотя Исав и пытался покаяться со слезами (К Евреям 12:17).

Еще до рассказа о пережитом Исавом опыте читаем, как Лот, возведя очи на орошаемую долину Иордана, избрал материальное благополучие с риском для своей души (Бытие 13) и как его жена, будучи неспособной отказаться от материалистического образа жизни, превратилась в соляной столп, став предупреждением для последующих поколений рода человеческого (Бытие 19:26; От Луки 17:32).

Как показывают эти примеры из Бытия, неправильная оценка в значительной степени основывается на выборе немедленных и осязаемых материальных благ в ущерб духовным ценностям и послушанию Богу. Так, Ахан предпочел взять захваченную в битве добычу и не повиноваться Божьему предписанию не брать ничего (Иисус Навин 7), а Саул уступил желанию народа забрать все лучшее из стад разгромленных амаликитян (1-я Царств 15). Жизнь Соломона развивалась по более плавной дуге от проявления благочестия до овладения богатством ценой утраты преданности Богу. Псалмопевец вспоминает о кризисе веры, когда «едва не поскользнулись стопы мои» (Псалтирь 72:2), и этот кризис выразился в том, что его поразило внешнее благополучие нечестивых, но его возвращение к вере основывалось на признании превосходства духовной жизни (Псалтирь 72:23-28). В Новом Завете Иуда предал Иисуса за тридцать серебряных монет, а Анания и Сапфира расплатились той же ценой – скорой смертью – за предпочтение денег честности (Деяния 5:1-11).

Неправильная оценка в итоге выражается в ошибочном выборе объекта почитания – превознесении чего-то менее достойного над тем, что заслуживает большего почитания. Унылая ветхозаветная история идолопоклонства (в котором участвовали цари Израиля и Иудеи) представляет собой духовно насыщенный рассказ о неуместном проявлении преданности языческим богам и принижении истинного Бога. Иисус упрекнул Марфу с домашним складом ума, которая «заботилась и суетилась о многом», и похвалил Марию, сидевшую у Его ног, которая «избрала благую часть» (От Луки 10:41-42). Миссионер Димас оставил Павла, «возлюбив нынешний век» (2-е Тимофею 4:10).

В библейском мире с разнообразными ценностями люди постоянно наставляются избрать то, что наиболее ценно – «о горнем помышляйте, а не о земном» (К Колоссянам 3:2). К неправильному выбору может привести даже забота о самосохранении, как в случае, когда Петр в интересах собственной безопасности сказал, что не знает Иисуса. Неправильная оценка обусловливается представлением человека о своем наивысшем сокровище, или, по словам Иисуса, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (От Матфея 6:21).

Необходимость правильной оценки, наряду с гибельными последствиями ошибочного выбора – один из важных мотивов в притчах Иисуса. В притче о великом пире люди отвергли приглашение хозяина, сославшись на повседневные дела, и потому не попали к мессианскому столу (От Луки 14:15-24). Зажиточного земледельца, полагающегося на свое богатство, обличает Иисус за то, что он «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (От Луки 12:21). Старательные работники в винограднике, не понимавшие, что новое Царство основывается на благодати, а не на заслугах, переоценили значение своей работы для хозяина (От Матфея 20:1-16). У самодовольного фарисея, перечислявшего в молитве свои добродетели, была завышенная оценка своего значения пред Богом, в отличие от мытаря, сознававшего свою духовную несостоятельность пред Богом (От Луки 18:9-14). Священник и левит, прошедшие мимо тяжело раненного человека, неправильно оценили степень своей безопасности (или, по некоторым истолкованиям, возможность успеть на службу в храме), не проявив сострадания к ближнему (От Луки 10:30-37).

Список библейских историй, связанных с неправильным выбором, расширится, если мы дополним их понятием ошибочного суждения. Библия показывает нам памятную галерею персонажей, в ложном свете представлявших себе личность Бога, природу мира, в котором они живут, и собственную способность управлять событиями своей жизни. Все персонажи событий, представляющих собой тщетные попытки обмануть пророчество, не принимали в расчет всемогущество Бога и свою неспособность помешать Богу выполнить намеченные цели. Пример предприимчивого земледельца в притче Иисуса (От Луки 12:13-21) ясно показывает, до какой степени ошибочное суждение может влиять на жизнь человека. Забота земледельца о земном имуществе мешает ему понять, что имеет истинную ценность в жизни, и приводит к игнорированию важнейшего изречения Иисуса, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (От Луки 12:15), и следующего за ним замечания о необходимости «в Бога богатеть». Кроме того, земледелец заблуждается в вопросе о продолжительности человеческой жизни: он полагает, что перед ним «многие годы», в то время как Бог может потребовать его душу «в сию ночь». Наконец, земледелец неправильно представляет себе цель жизни, которая, по его мнению, заключается в потворстве своим желаниям, но, исходя из логики притчи, на самом деле цель жизни – в подготовке души к вечности.

Преодоление ошибочных взглядов состоит в том, что превыше всего следует ценить духовное и небесное. В этом выражается значение заповеди Иисуса: «Не собирайте себе сокровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе» (От Матфея 6:19-20). Правильная оценка – это оценка Божьего Царства как самого ценного на свете. Иисус сравнивает Царство со скрытым на поле сокровищем, которое дороже всего, что человек имеет (От Матфея 13:44), и с ценной жемчужиной, за которую купец готов отдать все, что у него есть (От Матфея 13:45-46).

По сути, неправильная оценка означает выбор ложного сокровища. Иисус выразил это в незабываемом афоризме в виде риторических вопросов: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (От Матфея 16:26; ср. От Луки 9:25).

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, ЖЕМЧУГ, ЗОЛОТО, ИДОЛЫ, ИЗБЫТОК, СЕРЕБРО, СОКРОВИЩЕ, ХРАНЕНИЕ, ХРАНИЛИЩЕ.