НАХОДКА, НАЙДЕННОЕ (FIND, FOUND) Словарь библейских образов

В Библии свыше пятисот случаев употребления слов, связанных с представлением о чем-то найденном, и не будет преувеличением сказать, что это книга о людях, которые непрестанно находят что-то или которых находят. Многие из этих случаев относятся к бытовым обстоятельствам, когда находят что-либо спрятанное или потерянное (см. УТЕРЯННОЕ И НАЙДЕННОЕ), однако в образах найденного выражается и символическое значение.

Нахождение, или раскрытие, часто связывается, например, с праведностью и грехом. В разных местах Библии Бог говорит, что Он ищет в Своем народе праведность, а находит грех. Эта тема начинается с рассказа о Содоме и Гоморре (Бытие 18) и заканчивается в Откровении. В книгах Исход и Числа Бог дал конкретные указания, что надлежит делать с человеком, когда его «находят» виновным в совершении преступления. Именно такой смысл имели слова Ахава в 3-я Царств 21:20, когда Илия застал его на месте совершения греха, и он насмешливо сказал: «Нашел ты меня, враг мой!». Псалмопевец неоднократно выражает надежду на справедливость, когда просит Бога раскрыть грех нечестивцев и покарать его. В книгах Иеремии, Михея и других пророков Бог раскрывает грех в Своем народе Израиля, а в Даниил 5:27 Бог находит неправедность в Вавилоне и заявляет: «Ты взвешен на весах и найден очень легким».

В Новом Завете акцент при оценке Богом Своего народа смещается от раскрытия греха к отсутствию праведных дел. Иисус предупреждал людей о необходимости принесения плода, выразив Свое учение в притче о хозяине, который после долгого отсутствия обнаружил дела, совершенные его рабом (От Матфея 21:19; 24:46). Апостолы предупреждали свои церкви, что в них люди должны находить образец следования за Богом и праведности (2-е Коринфянам 5:3; 2-е Петра 3:14; Откровение 2:2; 3:4). Образ поиска Богом человеческих душ наивысшее выражение находит в Откровении, где Бог судит народы, отвергая всех, чьи имена не записаны в книге жизни (Откровение 20:15). Тем самым в конце Библии Бог подчеркивает значение греха, который Он находит в людях.

В противоположность неправедности, присущей людям, в Боге выражается праведность, которую можно найти только в Нем и в тех, кто следует за Ним. Филистимляне не нашли ничего худого в Давиде (1-я Царств 29:3,6), и, в отличие от образа зла в самом Вавилоне, вавилонские и персидские цари не смогли найти ничего плохого в Данииле (Даниил 1:19; 5:11). Когда израильтяне проявили неповиновение Богу, Он задал Своему народу ироничный вопрос: «Какую неправду нашли во Мне отцы ваши?» (Иеремия 2:5). Библейские заявления о праведности Иисуса основываются на всестороннем исследовании, при котором в Нем не было найдено никакого греха (Малахия 2:6). В евангелиях Пилат и фарисеи не смогли найти за Ним никакой вины (От Луки 23:4; От Иоанна 19:4). Наконец, в Откровении, когда не нашлось никого достойного раскрыть книгу, в достаточной степени святым был только Иисус (Откровение 5:4-5).

Образ раскрытия используется также в контекстах, где речь идет о человеческих исканиях смысла жизни и попытках найти удовлетворение. Здесь поиски связаны с напряженными усилиями найти нечто давно желанное. Искомое и найденное часто бывает чем-то редким или ценным. Бог во многих местах повторяет приглашение, что ищущие найдут Его (Вт. 4:29; От Матфея 7:7-8; От Луки 11:9). В то же время Бог демонстрирует Свою благодать, заявляя, что Его могут найти даже не искавшие (Исаия 65:1; К Римлянам 10:20). Вместе с тем, учитывая непослушание Его народа, Бог говорит, что этой благодати можно лишиться и что из-за своего непослушания Израиль окажется неспособным найти Его (Амос и Осия). На самом деле лишь немногие находят узкий путь, ведущий к праведности и познанию Бога (От Матфея 7:14).

Стремящимся найти Его Бог обещает многие благословения. Он обещает, что Его народ «найдет покой душам [своим]» (Иеремия 6:16; От Матфея 11:29). Бог также предоставляет Своему народу убежище, и найденного в Боге невозможно найти где-либо еще (Псалтирь 60:5; 68:21). Такой же ценностью обладает найденная в Боге мудрость: такую мудрость {«правдивого человека»} «кто находит?» (Пр. 20:6; ср. с Пр. 31:10, где говорится о редкости и ценности добродетельной жены). Сравнивая в притчах Царство Небесное с найденным на поле сокровищем или драгоценной жемчужиной (От Матфея 13:44,46), Иисус показывал ценность познания Бога. Но Иисус подчеркивал также, что надо искать Самого Бога, ибо поиск просто благ от познания Его не может быть плодотворным. Как это ни парадоксально, желающий сберечь свою жизнь потеряет ее, а тот, кто потеряет свою жизнь ради Христа, найдет ее (От Матфея 16:25).

См. также: ВИНА, ГРЕХ, ИСКАНИЯ, П0ИСК, УТЕРЯННОЕ И НАЙДЕННОЕ.

НАХОДЧИВОСТЬ. См. Хитрость.