НАСМЕШКА (TAUNT) Словарь библейских образов

Насмешка упоминается в Ветхом Завете как действие группы людей по отношению к другой группе или отдельному человеку. Упоминания о насмешках и издевательствах наиболее часто встречаются в Псалтири и книгах пророков, хотя присутствуют и в повествовании.

Очевидны два основных способа использования данного понятия. В Псалтири и книгах пророков оно встречается в контексте плача: человек как частное лицо или человек, говорящий от имени Израиля, оплакивает тот факт, что некие народы или злоумышленники насмехались над ним и его народом (Неемия 4:4; Псалтирь 41:4,1011; 43:14–17; 78:4; 88:51–52; 136:1–3; Плач Иеремии 3:14,6163; Софония 2:8). Во втором случае насмешка появляется как предупреждение Бога о будущем наказании, показывая тем самым, что народы будут издеваться над Израилем, если он продолжит не слушаться Бога (3-я Царств 9:7; Иеремия 24:9; Иезекииль 5:15).

Насмешка была обязательным условием древних войн, соответственно, некоторые из наиболее ярких описаний насмешек в Библии относятся к военным ситуациям (см. ПОХВАЛЬБА). В Плач Иеремии 1:7 кратко упоминаются враги Израиля, которые «смотрят на него и смеются над его субботами». Классический отрывок – насмешки Голиафа над армией Израиля (1-я Царств 17:8-10,44). Ответ Давида по сути – тоже насмешка, он хулит Голиафа во имя Господа и предсказывает победу (1-я Царств 17:45-47). В более поздней истории Израиля Венадад и Ахав обменивались оскорблениями (3-я Царств 20:10-11), а Сеннахирим посылал послов, чтобы издеваться над атаками Езекии (4-я Царств 18:17-19; Исаия 3637).

Еще один контекст насмешки – религиозный, в духе наклейки на бампере: «Если твой бог мертв, попробуй поверить в моего». Илия насмехается над жрецами Ваала на горе Кармил, говоря, что, должно быть, Ваал задумался, в дороге или спит (3-я Царств 18:27). Здесь религиозная насмешка служит психологическим оружием, а также помогает высказать богословские убеждения. Подобные религиозные насмешки появляются в Исаия 44:9-20 и Аввакум 2:18-20. Сам Бог выступает в насмешливом ключе в Псалтирь 2, где Он изображен как сидящий на небесах и насмехающийся над народами, которые злоумышляют против Него.

Еще один тип насмешек – личный. Елисей терпит насмешки мальчишек, пока Бог не решает наказать юных насмешников, послав медведей, которые «растерзали из них сорок два ребенка» (4-я Царств 2:23-24). Страдающему Иову кажется, что люди издеваются над ним (Иов 30:1-15). Самая жестокая насмешка – это издевательства врагов над Иисусом во время суда и распятия.

Насмешка даже породила древний литературный жанр, известный как насмешливая песня – формальное оскорбление оппонента, в котором обычно используются определенные мотивы. Например, религиозная насмешка содержит перечисление признаков безжизненности языческого идола, в противопоставление живому трансцендентному Богу (Псалтирь 113:10-16; 134:15–18; Иеремия 10:1-16). Родственная категория – пророческие отрывки, предсказывающие падение грешных народов с элементом почти личной враждебности в отношении грешников (Исаия 14:12-21). Военное соответствие – некоторые победные песни, где не только славится победа, но и присутствуют насмешки над поверженным врагом (Исход 15:1-18; Числа 21:27-30; Книга Судей 5).

Существуют и смешанные насмешки. В Псалтирь 51:8-9 изображен праведный человек, насмехающийся над человеком, верящим в свои богатства, а не уповающим на Бога. Исаия смеется над блудницей (Исаия 23:15-16).

Наконец, пророческие осуждения часто содержат элемент насмешки, направленной либо на конкретного человека, либо на группу. Иногда такое осуждение и определяется как насмешка, как в пророчестве Аввакума против халдеев: «Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь?» (Аввакум 2:6). Дух насмешки пропитывает яростные осуждения Амоса («Слушайте слово сие, телицы Васанские... Идите в Вефиль – и грешите...» [Амос 4:1,4]), и саркастическое описание высокомерных дочерей Сиона у Исаии обладает чертами многих пророческих речей: эти женщины «ходят подняв шею... выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона» (Исаия 3:16-17). Особо следует отметить жанр песни погибели, в которой пророк описывает падение народа до того, как оно на самом деле произошло, – нечто вроде погребального плача по еще живым (Исаия 14:3-21; Иеремия 38:22; Иезекииль 2728; Амос 5:3).

В то время как человеку свойственна тенденция насмехаться над своими врагами, древние насмешки кажутся иногда избыточными; судя по тексту Библии, эти насмешки были более или менее формальными. Здесь насмешка предстает как ритуал, обладающий самостоятельной риторической формой.

См. также: ВРАГ, ПОХВАЛЬБА.