НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ, УДЕЛ (INHERITANCE) Словарь библейских образов

Получение наследства от отца – социально-правовая практика, хорошо известная на всем протяжении исторического развития и в различных культурах библейского периода. Наследство было даром доброго отца своим детям (Пр. 13:22). Основная цель ветхозаветного законодательства о наследовании заключалась в обеспечении перехода недвижимого имущества по семейной линии (Числа 27:1-11; Вт. 21:15–17).

Большинство ветхозаветных упоминаний о наследии касаются Ханаанской земли как удела, обещанного Богом Своему народу (Вт. 12:9–10; 31:7; Псалтирь 104:9-11). Бог взял на Себя обязательство заботиться о Своем народе и обеспечивать его безопасность. Еще более богатую в смысловом отношении символику мы видим в местах, где говорится об Израиле как о Божьем уделе (Вт. 32:9) или о Боге как о наследии Израиля (Иеремия 10:16). Бог принадлежит Израилю, и Израиль принадлежит Богу.

Более высокий духовный смысл образ приобретает в Новом Завете, где наследие Божьего народа отождествляется с Божьим Царством (1-е Коринфянам 6:9-10), вечной жизнью (От Марка 10:17), спасением (К Евреям 1:14), новым небом и новой землей (Откровение 21:7). Это благословение (1-е Петра 3:9), несомненность которого основывается на обетовании давшего его Бога (К Галатам 3:18; 4:23). Оно «нетленно» (1-е Коринфянам 15:50).

Значение образа наследия явствует из широкого спектра его использования новозаветными авторами. В К Колоссянам 1:12-13 образы «избавления от власти тьмы», «введения в Царство возлюбленного Сына» и «участия в наследии святых во свете» перекликаются с опытом Израиля во время исхода и наследования земли. В Римлянам и Галатам с помощью этого образа Божьему народу показано, что он освобождается от обязанности искать праведность через строгое следование делам закона (К Галатам 3:29; 4:1,7). В этих местах подчеркивается обетованный характер наследия и содержится призыв верой полагаться на это обетование Бога (К Галатам 3:18; К Римлянам 4:13). В контексте таких стихов, как К Римлянам 8:17, освобождение от необходимости поиска праведности, ведущего к совершению дел, представлено как освобождение для радостного служения.

Тема радостного служения более ясно раскрывается в ряде других мест, где наследие вечной жизни связывается с этическим характером образа жизни верующего в настоящем. В них уверенность в получении наследия и радость осознания этого показаны мотивацией праведности (К Титу 3:7; К Галатам 5:21; К Ефесянам 5:5), в особенности братской любви (1-е Петра 3:9) и заботы о нуждающихся сонаследниках Царства (Иакова 2:5).

В других местах образ необычайного богатства наследия используется для ободрения страдающих и многим пожертвовавших ради этого наследия (От Матфея 19:29; Откровение 1:7). В этом смысле он имеет целью побудить христиан сконцентрировать внимание на богатом и славном будущем (К Ефесянам 1:18), когда они преобразятся (1-е Коринфянам 15:50). Понимание сути этого несравненного наследия помогает верующим проявлять терпение и верность (К Евреям 1:14; 6:12).

Тесная взаимосвязь христианского наследия с Самим Богом служит основанием образа вознесения хвалы чадами Божьими, сознающими свое нынешнее положение наследников и ожидающими полноты Божьего дара в будущем (К Ефесянам 1:14; 1-е Петра 1:4). Надлежащий ответ выражается в Его прославлении.

Широкий спектр символики наследия, используемой новозаветными авторами, свидетельствует о силе этого образа. Он предлагает освобождение, вселяет уверенность, служит мотивацией праведности, побуждает к вознесению хвалы.

См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ЗЕМЛЯ, ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ, ОТЕЦ, ПЕРВОРОДСТВО, ПОКОЛЕНИЕ, ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.