НАСИЛИЕ (VIOLENCE, STORIES OF) Словарь библейских образов

Истории о насилии присутствуют во всей реалистической литературе, а Библия – реалистическая книга, иногда описывающая худшие стороны жизни. Акты насилия в Библии совершаются по причине бравады, гнева, мести, суда и (прежде всего) морального упадка.

Безнравственные насильственные действия, описанные на страницах Библии, – это немыслимые поступки, совершаемые злодеями. Мы читаем о том, как детей поедают (4-я Царств 6:28-29; Плач Иеремии 2:20; Иезекииль 5:10), бросают в кипяток (Плач Иеремии 4:10) и бьют об камни (Псалтирь 136:9). Во время вавилонского вторжения Седекия вынужден смотреть, как убивают его сыновей, после чего ему самому выкалывают глаза (Иеремия 52:10-11). Беременным женщинам вспарывают живот (4-я Царств 15:16; Амос 1:13). Других женщин насилуют (Бытие 34:1-5; 2-я Царств 13:1-15; Иезекииль 22:11); одну из них группа мужчин насилует до смерти (Книга Судей 19:22-30).

На войне совершаются не менее потрясающие жестокости. Мы читаем о том, как людей пронзают (Книга Судей 3:12-23; 2-я Царств 2:23; 20:10) и обезглавливают (1-я Царств 17:54; 2-я Царств 4:7-9). Это обычные проявления жестокости на войне. Более исключительные случаи предполагают пытки и увечья: людям отрубают конечности (Книга Судей 1:6-7), тела рассекают на части (1-я Царств 15:33), выкалывают глаза (Книга Судей 16:21; 4-я Царств 25:7), черепа пробивают (Книга Судей 4:12-23; 5:26–27) или сокрушают жерновом, брошенным с городской стены (Книга Судей 9:53). Один воин собирает сто краеобрезаний (1-я Царств 18:27), другой – семьдесят голов (4-я Царств 10:7-8), третий убивает тридцать человек из-за одежды (Книга Судей 14:19). Тела подвешивают на деревьях (Иисус Навин 8:29), калечат и демонстрируют как трофеи (1-я Царств 31:9-10), топчут до неузнаваемости (4-я Царств 9:30-37), бросают диким зверям (4-я Царств 2:23-24), колют терновником (Книга Судей 8:16). Целые группы населения уничтожают (1-я Царств 22:18-19; 3-я Царств 16:8-14) или угоняют в рабство, связывая через кольца, вдетые им в губы (Амос 4:2).

В Новом Завете насилие приобретает особую форму гонений на мучеников. Страсти Христа – самый яркий пример этого.

О том, как был обезглавлен Иоанн Креститель (От Матфея 14:1-12; От Марка 6:14-29; От Луки 9:7-9), рассказано менее подробно, однако действие не становится от этого менее отвратительным. А почетный список в К Евреям 11 завершается не историями триумфа выживших, но развернутым описанием насилия против беззащитных: «Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (К Евреям 11:37).

Что же нам делать с этим насилием в Библии? Очевидно, что Библия – не «милая» книжка, скрывающая от нас мрачные стороны жизни. Библия – чрезвычайно реалистическое произведение. Библейские рассказы о насилии показывают нам, каких глубин греха достигло человечество. Парадоксально, но эта бездна греховности, которая открывается перед нами в библейских рассказах о насилии, – это также кульминация библейской истории искупления. Насилие на кресте – поворотный пункт искупления. Песнь о Страдающем Рабе в Исаия 53 намекает на этот парадокс: написанная в форме стилизованной высокой поэзии, полная параллелизмов и с необычайно большим количеством архетипических образов, песнь эта использует художественные средства, чтобы создать прекрасный портрет человека, который подвергся несправедливому насилию ради других.

См. также: БИТВЫ, ГНЕВ, ИЗНАСИЛОВАНИЕ, КРЕСТ, МЕСТЬ, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПЫТКА, УБИЙСТВО.

НАСЛАЖДЕНИЕ. См. УДОВОЛЬСТВИЕ.