НАДЕЖДА, УПОВАНИЕ (НОРЕ) Словарь библейских образов

Слово надежда в современных переводах встречается более 150 раз, однако связанные с ним образы не столь богаты. Вместе с тем, даже как абстрактное понятие надежда обладает образной силой, особенно когда появляется в выразительной триаде веры, надежды и любви (1-е Коринфянам 13:13) или служит кульминационным пунктом в перечне добродетелей, к которым приводит страдание (К Римлянам 5:4-5). Основная характеристика надежды заключается в ориентации на какие-то блага в будущем, которых человек ожидает, но еще не имеет (К Римлянам 8:24-25).

Абстрактный образ начинает приобретать определенную конкретность, когда мы наблюдаем, с какими понятиями надежда связывается в Библии. Люди надеются или уповают на Бога или Христа (около десятка упоминаний), на Божью неизменную любовь (Псалтирь 32:18; 146:11), на Божье слово (Псалтирь 118:81,114,147; 129:5) и на Божье обетование (Деяния 26:6). Библейские авторы возлагают надежду на Бога (Иеремия 14:22; 1-е Тимофею 5:5), на Христа (К Ефесянам 1:12) и на «благодать в явлении Иисуса Христа» (1-е Петра 1:13). Они уповают на Божье спасение (Псалтирь 118:166) и на будущее восстановление после плена (Иеремия 31:17). Читаем также о Боге как о надежде (Иеремия 17:13), о чаянии воскресения мертвых (Деяния 23:6), о надежде разделить славу Божью (К Римлянам 5:2), об уповании славы (К Колоссянам 1:27), спасения (1-е Фессалоникийцам 5:8) и вечной жизни (К Титу 1:2).

Следует отметить также особенности надежды. Надеяться, в соответствии со значениями греческих слов можно страстно (К Галатам 5:5) или терпеливо (Исаия 8:17), надежда может быть непоколебимой и твердой (2-е Коринфянам 1:7; 1-е Фессалоникийцам 1:3). Надежда «возлагается» (1-е Тимофею 4:10; 5:5; 6:17) на что-то и «предоставляется» верующим как ободрение (К Евреям 6:18). Надежда связана с радостью (К Римлянам 5:2), верой (К Евреям 11:1) и терпением (К Римлянам 5:3-5; 1-е Фессалоникийцам 1:3).

Наконец, мы подходим к бесспорным образам надежды в Библии. Надежда – это дверь (Осия 2:15 {«предверие»}), «якорь [души] безопасный и крепкий» (К Евреям 6:19) и шлем (1-е Фессалоникийцам 5:8). Можно надеяться «на уготованное вам на небесах» (К Колоссянам 1:5). Надежда находится внутри верующего (1-е Петра 3:15 ) и представляет собой то, к чему человек возрождается (1-е Петра 1:3). Надеющиеся на наступление мессианского века – «пленники» надежды (Захария 9:12). Кроме того, в определенном смысле многие библейские апокалиптические видения будущего представляют собой образы надежды для верующего – нечто вполне осязаемое, к которому верующие относятся как к конечной реальности и на которое они ориентируют свою настоящую жизнь.

См. также: АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО, ВЕРА, ВОСКРЕСЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ, МИР (I), НЕБО, ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ, СПАСЕНИЕ, СТОЙКОСТЬ.

НАДЕЖДА НА БОГА. См. ОЖИДАНИЕ БОГА.