МЫШЦА (ARM) Словарь библейских образов

Мышца и рука – библейские образы силы и власти. Эти образы обычно подразумевают наличие достаточной силы для достижения цели, хотя ее носителем может быть как Бог, так и человек. Например, псалмопевец прославляет Господа, мышца Которого «крепка» (Псалтирь 88:14), а в другом месте умоляет Бога «сокрушить мышцу нечестивому и злому» (Псалтирь 9:36), притесняющему слабых. В зависимости от контекста образы мышцы или руки могут символизировать силу как добра, так и зла в действии.

Наиболее распространенный эпитет – «простертая мышца» (около двадцати случаев употребления; напр., Исход 6:6). Где бы эта формулировка ни появлялась, она всегда относится к Божьей силе. Этот образ может выражать Божью силу, проявляющуюся в творении, в освобождении Своего народа или в суде.

В Иеремии такая символика служит для раскрытия темы Бога как Творца. Землю и небо Господь сотворил «великою силою и простертою мышцею» (Иеремия 32:17). Обращаясь к народам, окружающим Израиль, Бог пользуется тем же образом при описании сотворения земли и живых существ (Иеремия 27:5).

Во Второзаконии простертая мышца Божья периодически появляется как образ Божьей силы, направленной на освобождение Израиля от египетского рабства. В данном случае образ выглядит особенно ярким: Бог простирает мышцу, которая доходит до Его народа и избавляет его от страданий. Это событие – уникальное свидетельство Божьей силы, подобного которому раньше не было (Вт. 4:34 {«мышцею высокою»}). В связи с осуществленным Богом освобождением Израиля Моисей говорит о «руке сильной и мышце простертой» в одном синонимическом ряду с «великим ужасом, знамениями и чудесами» (Вт. 26:8). Освобождение Израиля и все сопровождавшие его чудесные события заключены в образе простертой мышцы Бога.

Но Божья простертая мышца служит также для изображения суда. В ответ на идолопоклонство Израиля Бог позволил вавилонянам захватить Иерусалим, заявив: «И Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою во гневе и в ярости и в великом негодовании» (Иеремия 21:5). Образ до крайности парадоксален: та самая сила Божья, которая породила Израиль, теперь объединилась с Вавилоном для его разрушения.

Наиболее творческое выражение образ Божьей мышцы находит у Исаии. Ни разу не воспользовавшись формулировкой простертая мышца, Исаия, тем не менее, упоминает этот образ в четырнадцати различных контекстах. Размышляя о мышце Господа как о Божьей силе, проявившейся во время исхода, Исаия смотрит в будущее и показывает, что та же самая мышца выведет Божий народ во второй раз – в будущем исходе из иноземного плена.

Один из библейских образов, вселяющих наибольшую уверенность, связан с символическим использованием слова мышца во множественном числе: Небесный Воитель, Чья мышца так пугает врагов, соединяет руки вместе для защиты Своего народа: «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными» (Вт. 33:27). В Исаия 40:11 Бог показан как Пастырь, ведущий Свое стадо и несущий агнцев на руках.

Образ мышцы дважды использован в Новом Завете. В обоих случаях он встречается в евангелиях (От Луки 1:51 и От Иоанна 12:38 [Исаия 53:1]) и представляет собой либо ссылку на Ветхий Завет, либо прямую цитату из него. В От Иоанна 12:38 совершенные Иисусом чудеса точно так же, как во Второзаконии Божьи чудеса, связываются с мышцей Господней. Хотя в Новом Завете между этими двумя фактами не проводится прямой аналогии, тем не менее очевидно, что та же самая мышца, простертая для освобождения Израиля от египетского рабства, простерлась к кресту для освобождения верующих от рабства смерти.

См. также: ПАЛЕЦ РУКИ, РУКА, СИЛА.