МУЧЕНИК (MARTYR) Словарь библейских образов

Английское martyr («мученик») происходит от греческого слова martys. В христианском предании мученики – это люди, которые приняли смерть, свидетельствуя о Христе. Но образ мученика может приобретать и более широкий смысл, обозначая претерпевших мучения за благородную цель (напр., за свою страну), тех, кто предпочел смерть отказу от своих принципов или убеждений. Образ мученика занимает более видное место в истории церкви, чем в Библии. Почитание мучеников и их жизнеописания возникли в первые столетия после образования христианской церкви. Однако образ мученика можно найти и в Библии, а более широкий фон иудейских страданий за веру играет важную роль для понимания символики смерти Иисуса.

В Ветхом Завете мы изредка видим намеки на образ мученической смерти при иных обстоятельствах. Первым мучеником стал Авель, убитый своим порочным братом только за то, что его дела были праведны (Бытие 4:3-8; 1-е Иоанна 3:12). Этот пример побудил Иоанна сделать такой комментарий: «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1-е Иоанна 3:13). Авторитет Авеля, как и других мучеников, не ослабевает: будучи образцом веры, «ею он и по смерти говорит еще» (К Евреям 11:4).

В рассказе о смерти сыновей и внуков Саула во 2-я Царств 21 мы видим безвинные жертвы, умерщвленные из-за нежелания Саула выполнить старый договор с гаваонитянами. Они не были виновны ни в чем, кроме родовой принадлежности, тем не менее только их смерть могла освободить людей. Но самый трогательный в Ветхом Завете эпизод, напоминающий мученическую смерть, относится к Книге Судей. Дочь Иеффая должна была выполнить волю отца, вызванную его клятвой Богу. Ее жизнь была принесена в уплату за победу над аммонитянами. Вдохновляющий образ ее жертвы сохранился в памяти последующих поколений (Книга Судей 11:40).

В Новом Завете описание мученичества носит более сдержанный характер, нежели позднее в церкви. Возможно, это объясняется опасением умалить значение Мученика в высшем смысле слова: «Иисуса Христа, Который есть свидетель [мученик] верный» (Откровение 1:5; 3:14). В образе распятого Мессии мы видим мученичество в чистом виде – мы видим невинного, закланного за виновных и Героя даже для тех, кто отвергал Его. Яркие образы невинного мученика Исаия использует в описании Страдающего Раба: Он был «мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем» (Исаия 53:5).

Тему добровольной и благой смерти Иисуса следует воспринимать отчасти как тему смерти благородного мученика. Период между Ветхим и Новым Заветами был отмечен прецедентом появления праведных мучеников, смерть которых отражалась на благополучии народа Израиля. Самосознание Маккавеев выражается в словах мученика: «Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы... чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего» (2Мак. 7:37–38). В 4 Книге Маккавейской смерть мучеников понимается в категориях искупления народа: «Тиран наказан, и страна очистилась: они [мученики] стали как бы выкупом за грехи народа. И кровью этих праведных и их смертью как искупительной жертвой Провидение Божие сохранило ранее угнетенный Израиль» (4 Мак. 17:21–22). Смерть Иисуса четко вписывается в историю Израиля, а в освобождении Израиля от угнетенного состояния Новый Завет видит искупление мира. Прецедент маккавейского мученичества и значение, которое ему придается (выкуп, умилостивление, удовлетворение Божьего гнева), служат необходимым фоном при рассмотрении смерти Иисуса, даже если на переднем плане стоит Исаия 53.

В Библии нет афоризма, сравнимого со словами Тертуллиана: «Кровь мучеников – это семя церкви». Но в Своем заявлении о грядущем суде над неверным Израилем Иисус напоминает о целом ряде мучеников: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии» (От Матфея 23:35).

В Новом Завете Стефан стал первым христианским мучеником, своим примером показавшим значение заповеди Иисуса взять свой крест и следовать за Ним (От Марка 8:34; От Луки 9:23). Образ мучеников высвечивается также в Книге Откровение, где их жертвенному свидетельству отдается особая честь. Когда дракон был низвержен, говорится, что его победили святые «кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откровение 12:11). Именно отсюда проистекает понимание «крови мучеников» как «семени Церкви».

См. также: КРЕСТ, СТРАДАЮЩИЙ РАБ, СТРАСТИ ХРИСТОВЫ.

МЫТЬЕ, ОМОВЕНИЕ (WASH, WASHING)

«Чистота – следующая по важности после благочестия». Хотя эта идея скорее всего имеет древнееврейское происхождение, в известном комментарии Джона Весли о подобающей одежде сочетаются два из основных библейских значений образа омовения. Весли понимал, что физическая чистота каким-то образом связана с богоподобием, поэтому личная гигиена имеет и духовную сторону.

Первое использование этого термина в Писании, хоть и не самое распространенное (Бытие 18:4), касается физического омовения. Это основа для понимания целого ряда священных омовений. И гигиеническое омовение и омовение как священное таинство имеют в Библии как буквальное, так и символическое значение.

Гигиенические/освежающие омовения. Хотя купание дочери фараона в Ниле могло иметь значение священного таинства, без сомнения, основной целью ее омовения было телесное очищение и освежение (Исход 2:5). Неудачное купание Вирсавии (2-я Царств 11:2), завершение молитвенного поста Давида во время болезни ребенка (2-я Царств 12:20), подготовка Руфи к встрече с Воозом (Руфь 3:3), обращение Лавана со слугами Авраама (Бытие 24:32) и тревожный сон возлюбленной (Песни Песней 5:3) символизируют физическое очищение и освежение. Предлагая божественным посетителям омовение, Авраам показывает, что физическое действо имеет также символическое значение гостеприимства (Бытие 18:4).

Иисус упоминает оба значения этого образа, говоря о вере женщины, омывшей (буквально: увлажнившей) Его Ноги своими слезами благодарности (От Луки 7:36-50), в отличие от хозяина дома (От Луки 7:44). Подавая пример служения на пороге смерти (От Иоанна 13:1-15), Иисус Сам омыл ноги Своим ученикам. Он использовал простой физический жест для выражения Своей кротости и готовности служить, которая привела Его ко кресту (К Филиппийцам 2:7-8) и которую Он хотел воспитать в Своих последователях (От Иоанна 13:15). Позже Павел использует физический образ «умывала ноги святым» символически, для описания смиренного служения (1-е Тимофею 5:10). Служение бедной вдовы давало ей право на материальную поддержку со стороны собрания.

Священные омовения. Священное значение омовения – это не только устранение физической грязи. Оно развивается очень рано, с момента учреждения завета Моисея, поскольку этот завет не просто был принят формально (Исход 19:8), но символизировал внушающую трепет встречу народа со святым Богом (Исход 3:5; 19:9, 11). Подготовка к этой потенциально фатальной встрече включала очищение одежды (Исход 19:10,1213), и очевидно, что это делалось не в гигиенических целях, но как напоминание о пропасти, лежащей между людьми и Богом. Весь народ был «драгоценным сокровищем» (Исход 19:5 NIV) бесконечно святого Бога. Разные явления (Исход 19:16-25), сопровождающие общение с Богом, и троекратный запрет (Исход 19:12,21,24) подчеркивают это разделение – разницу не только между Творцом и творением, но и между святым и нечистым. Но не менее важно откровение о том, что Бог – это заключивший завет Бог благодати, что Он доступен для них (царства священников) и через них – для всего мира (Исход 19:5-6). Позже право общения с Богом имели только Аарон и его семья (Числа 3:1-4,10), которым помогали остальные левиты (Числа 3:5-13).

Израиль должен был стать «народом святым» (Исход 19:6), отделенным от остальных народов, потому что израильтян отличали от других отношения завета (Исход 20:2) и святая жизнь (Исход 20:4-17; Левит 19). Омовение одежды и сексуальное воздержание (Исход 19:15) указывали на внутреннюю и внешнюю святость, которой требовал от людей Бог для служения Себе.

По мере того как Божье откровение становилось более полным, церемониальные омовения стали касаться частей жертвенных животных (Исход 29:17; Левит 1:9,13), окропленных кровью одеяний священников (Левит 6:27), рук и ног священников (Исход 30:1-21), тех, кто соприкасался с мертвыми телами (Левит 11:25,3940) и страдающих различными болезнями, включая проказу (Левит 13:53-59; 14:8–9, 47), а также мужчин и женщин, имеющих физиологические выделения (Левит 15). Хотя некоторые из этих омовений были прежде всего гигиеническими, их более глубокое значение было связано с обрядовой и внутренней чистотой. Физическое омовение стало связываться с необходимостью очищения грешной души (Иов 9:28-31; Псалтирь 50:4,9; Исаия 1:16; 4:3–4; Иеремия 2:22; 4:14).

Одна из величайших трагедий народа завета заключалась в том, что в их глазах внешний символ омовения превратился в саму суть омовения, утратив духовную сущность. Священное очищение считалось эффективным, если верующие в точности следовали предписанным обрядам. Иисус много раз выступал против подобного отношения (От Матфея 15:2; От Луки 11:38). Пилат пытался очистить свою совесть, выполнив ничего не значащий ритуал (От Матфея 27:24; ср. Псалтирь 25:6). Однако образ вымытой свиньи у Петра показывает: драгоценнее и реже всего внутреннее очищение, которое ведет к изменению сердца (2-е Петра 2:22).

Омовение как деяние Христа. Деяния Христа – завершение всех физических и священных омовений (От Иоанна 1:33; Деяния 22:16; К Евреям 9:6-14; 10:1–22; 1-е Иоанна 1:7,9). Его деяниями верующие «омыты» раз и навсегда (От Иоанна 13:10; 1-е Коринфянам 6:11; К Евреям 10:10), так как возрождающее воздействие Святого Духа (К Титу 3:5) и Слова Божьего (1-е Петра 1:2-3,2223) дарует им жизнь свыше и прощение.

Воздействие Духа и Слова Божьего ведет также к обновлению жизни в процессе развития святости (К Римлянам 12:1-2; 2-е Коринфянам 3:18; К Ефесянам 5:26; К Титу 3:5-9). За первоначальным омовением в момент рождения свыше следуют каждодневные «омовения ног» (см. От Иоанна 13:8-10). Как священники по закону Моисея должны были совершать омовения, чтобы получить прощение и продолжать общение и служение (Псалтирь 131:9; К Евреям 7:27-28), так должны поступать и верующие – священники нового завета (1-е Петра 2:9-11). Дух указывает на нечистоту, от которой необходимо омыться (2-е Коринфянам 7:10), чтобы общение со Спасителем не нарушалось, чтобы продолжались служение и рост (1-е Иоанна 1:7-9).

Окончательные утверждения о священном и символическом омовении содержатся в Откровение 7:14; 22:14. Кровь, которая обычно оставляет стойкие пятна, используется для омовения одежд святых периода великой скорби и делает их белыми. Это не кровь жертвенных животных, которую нужно было смывать с одежд священников (Левит 6:27), но Кровь Агнца Божьего (1-е Петра 1:19), освобождающая нас от грехов (Откровение 1:5). «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14).

См. также: ВОДА, ОЧИЩЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, ЧИСТОТА.