МУЧЕНИЕ (TORMENT) Словарь библейских образов

Библейские образы мучений и их значение для читателей очень разнообразны. Муки, страдания и пытки устойчиво ассоциируются с адом и демонами. Например, сказано, что Иисус причинял страдания демонам, которые мучили тех, в ком обитали (От Матфея 8:29). Эсхатологические образы Книги Откровение включают в себя картины вечной кары для дьявола и тех, кто выступил на его стороне, в том числе весьма конкретный образ вечного огня (Откровение 14:10-11; 20:10).

Возможно, самый интересный и сложный образ страдания в Библии присутствует в Книге Иова, где хороший человек мучается из-за спора между Богом и дьяволом – спора, о котором благочестивый и щедрый Иов ничего не знает. Потеряв свое имущество, семью и здоровье, Иов не обращает внимания на советы окружающих и отказывается проклясть Бога. В данном случае в Библии представлен образ страдания необъяснимого (что резко контрастирует с остальными образами, здесь упомянутыми, предполагающими смысл и справедливость) и указывающего на высшую власть Бога (что соответствует всем ранее перечисленным случаям). Бог – причина всех мучений, говорят эти образы, и даже праведные могут пострадать.

В каждом из данных случаев мучения являются следствием греха или отчуждения от Бога. Более того, в каждом случае подчеркивается вечная природа данной кары, посланной Богом. Авторы Библии представляют огненное озеро и дымящуюся серу в Книге Откровение, и пылающий язык в истории о Лазаре, как постоянное, неизменное страдание.

Многие считают, что в Новом Завете самые ужасающие образы ада встречаются у Павла, но на самом деле наиболее впечатляющее описание места вечных мук дает Иисус. Иисус говорит о месте, где «червь их не умирает, и огонь не угасает» (От Марка 9:48), где люди будут брошены «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (От Матфея 25:30).

С другой стороны, в Библии много образов временных страданий – по крайней мере, в сравнении с упомянутыми выше. Иногда страдания бывают вызваны теми, кто отвергает Бога, однако обладает при этом достаточной властью, чтобы подвергнуть мукам Его народ (напр., Псалтирь 72). Во многих других случаях страдания приходят свыше либо как наказание для грешников, либо как наказание сбившихся с пути верующих (напр., Иеремия 25:27-38).

Вероятно, еще более знакомы читателям Библии мучения в огне, описанные в евангельской истории о Лазаре, богаче и Аврааме (От Луки 16:19-31). В этой истории прокаженный Лазарь, на которого не обратил внимания богач, у чьих ворот он ежедневно просил милостыню, после смерти был унесен ангелами и воссел рядом с Авраамом (см. ЛОНО АВРААМОВО). Богач же попадает в ад, страдает от вечных мук, видит Авраама и Лазаря и просит Авраама позволить Лазарю принести ему немного воды, чтобы остудить пылающий язык. Авраам напоминает богачу, что на земле ему было хорошо, а Лазарю – плохо, но теперь их положение поменялось, и пропасть между ними невозможно пересечь.

См. также: АД, БОЛЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И HAKA3AНИЕ, ПЫТКА, СТРАДАНИЕ.