МУЖЕСТВО (COURAGE) Словарь библейских образов

В Библии показано множество примеров мужества. В этом нет ничего удивительного, ибо Библия повествует о простых людях, совершающих великие дела с Божьей помощью. Образы мужества столь же разнообразны, как и великие дела, прославляемые в библейском каноне.

Словесные образы, связанные с мужеством, особенно богаты и выразительны в Ветхом Завете. В библейском еврейском языке используется множество идиом, лишь немногие из которых можно с достаточной точностью перевести на русский язык. Одним из распространенных выражений понятия мужества служит слово сердце. Такое представление можно соотнести с английским словом courage (мужество), которое происходит от латинского cor («сердце»). Слова «самый отважный из храбрых» (Амос 2:16) буквально означают «сильный сердцем». Потерять сердце значит потерять мужество. Это может выражаться по-разному: сердце «угасает» (Бытие 42:28 {«смутилось сердце»}), «падает» (1-я Царств 17:32 {«упадет духом»}), «расслабляется» (Иов 23:16), «покидает» (Иеремия 4:9 {«замрет»}) или «тает» (Иезекииль 21:7). В еврейских идиомах мужество связывается также с руками и коленями. Обретение или потеря мужества выражаются в образах крепких или опустившихся рук, крепких или согнутых колен (2-я Царств 16:21; Иов 4:4; Исаия 13:7; Иезекииль 7:17).

Одна из характерных черт при описании мужественных поступков заключается в тесной связи между проявлением мужества и надеждой на успех. За исключением, пожалуй, плача Давида по Саулу и Ионафану (2-я Царств 1:19-27), библейские авторы никогда не изображают мужество как непреклонную стойкость перед лицом поражения. Наоборот, неоднократные призывы быть «твердыми и мужественными» основываются на Божьем обетовании успеха (Вт. 31:6; Иисус Навин 1:6-9; Книга Судей 7:9-15; 2-я Паралипоменон 32:7; Аггей 2:4; Деяния 27:22).

Во многих библейских драматических рассказах показывается, как действовали люди, полагавшиеся на обещание Бога дать им победу на поле боя, перед лицом подавляющего численного превосходства. В рассказах о таких персонажах, как Иаиль (Книга Судей 4:17-21), Гедеон (Книга Судей 7:1-25), Ионафан и его оруженосец (1-я Царств 14:1-14), Давид в единоборстве с Голиафом (1-я Царств 17:1-54), Иосафат (2-я Паралипоменон 20:1-30) и Езекия (2-я Паралипоменон 32:1-23), Божьи люди, несмотря на свои малые силы, шли на врага с верой, что их слабость компенсируется Божьей силой. Эти рассказы о храбрости в битве способствовали формированию самосознания ранней церкви. Павел, в частности, использовал образы воинского мужества для метафорического изображения своего собственного служения (2-е Коринфянам 10:1-6) и служения церкви в целом (К Ефесянам 6:10-20).

Поскольку положению человека в значительной степени присущи слабость и сокрушенность, послушание Богу может в разного рода ситуациях требовать мужества. Такие женщины, как Руфь (Руфь 3:1-7), Авигея (1-я Царств 25:14-31) и Есфирь (Есфирь 4:10-5) подвергали себя лично большому риску, ходатайствуя за других. Масштабы задачи по строительству храма предоставили возможность для проявления мужества (1-я Паралипоменон 22:13; 28:10), а при строительстве второго храма задача усложнилась сопротивлением и тяжелыми условиями жизни вернувшихся из плена (Захария 8:9,13).

Ранняя церковь, следуя примеру мужества пророков, противостоявших царям (2-я Царств 12:1-14; 3-я Царств 18:16-46; 22:1–28; Исаия 7:1-25; Иеремия 36:1-32), искала и получала помощь Святого Духа для смелого провозглашения Благой Вести в любых ситуациях (Деяния 4:29; 13:46; 18:26; К Ефесянам 6:19; К Филиппийцам 1:14; 1-е Фессалоникийцам 2:2).

Иисус перешел все возможные границы человеческого мужества, приняв смерть не за праведников, а за грешников (К Римлянам 5:6-8). В проявленном Христом мужестве автор Послания к евреям видел внутреннюю динамику, которая движет людьми, обладающими библейской верой. Христианская жизнь, по его словам, характеризуется «дерзновением», «упованием», или мужеством (К Евреям 3:6; 4:16; 10:19, 35). В К Евреям 11 перечислены великие герои веры, которые «не оставили упования» (К Евреям 10:35), потому что они не сомневались в ожидающем их рано или поздно вознаграждении за веру (К Евреям 11:6,1316). Наивысший пример – Иисус, «совершитель» мужества веры. Претерпевший крест (К Евреям 12:2-3) являет собой модель, которой должны подражать «ослабевающие душами». Вдохновив читателей рассматривать свои страдания в качестве знамения того, что они, как и Иисус, стали сынами Божьими (К Евреям 12:5-11), автор заканчивает увещеванием «укреплять опустившиеся руки и ослабевшие колена» (К Евреям 12:12). Эти слова, явно заимствованные из Исаия 35:3-4, представляют собой призыв вновь обрести мужество.

См. также: БИТВЫ, ВЕРА, ГЕРОЙ, ДРОЖЬ, ОХОТА, СЕРДЦЕ, СМЕЛОСТЬ, УПОВАНИЕ.