МУЖ (HUSBAND) Словарь библейских образов

Муж – по определению человек, связанный с женой. Прототипом мужа в роде человеческом был Адам. В Библии показаны многие его сыновья, и в число особенно запоминающихся мужей, входят Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Вооз, Давид, Соломон, Ахав и Иосиф, муж Марии. Среди них Вооз и Иосиф выделяются как идеал. Сразу же можно отметить, что в Библии лишь немногие мужчины достаточно подробно показаны в роли мужей.

В Книге Руфь Вооз являет собой развернутый образ того, каким должен быть муж. Будучи благочестивым хозяином и зажиточным земледельцем (Руфь 2:3-4), он доброжелательно и великодушно относился к своей будущей невесте задолго до того, как узнал, что ему предстоит жениться на ней. Он ценил Руфь за ее благочестие и добродетельность (Руфь 3:10-11). Когда Руфь дала понять, что хотела бы выйти за него замуж, он действовал решительно и благородно. Вооз выступил в роли родственника-защитника, заботившегося о материальных потребностях Руфи и ее свекрови и стал отцом ребенка Руфи.

Аналогичный образ мы видим в лице Иосифа, мужа Марии. Когда его невеста забеременела до брака, он, «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (От Матфея 1:19). В дальнейшем Иосиф стал спутником Марии на жизненном пути, в почитании Бога и в воспитании Ребенка.

Роль мужа. Роль мужа определена в рассказе о творении. На физическом уровне Адам предоставил свою плоть для сотворения жены, ставшей в определенном смысле его вторым «я» (как на это указывают сами слова на еврейском языке – ʾis, «мужчина», и ʾissa «женщина»). Таким образом, муж и жена выступают пред Богом как одна человеческая личность. Они также «одна плоть» (Бытие 2:24), что означает половой союз (1-е Коринфянам 6:16) и близость. В этом выражается основной смысл положения мужа: его неполнота самого по себе и необходимость союза с женой, чтобы найти утешение, без которого жизнь превращается в неутолимый поиск подруги (Бытие 2:18-23). Следовательно, взаимодействие двух частей, составляющих единое целое, – одна из основных характеристик роли мужа. В Библии мы практически не видим развернутых картин взаимоотношений между мужем и женой, тем не менее можно себе представить мужа и жену, делящих радости и печали жизни, вместе выполняющих обязанности по работе, воспитанию детей и участию в религиозной жизни.

Как подразумевается в Бытие 2, важная роль мужа состоит в том, чтобы быть возлюбленным и половым партнером жены. В Библии идеальным возлюбленным показан герой Песни песней – идеально пылкий и преданный своей невесте, идеально привлекательный для нее и для других женщин, уверенный в себе, физически сильный и подлинный поэт в ухаживании за своей возлюбленной. В повествовательных местах тональность в изображении мужей как любовников понижается – говорится, в основном, что они «познали» своих жен, то есть используется выразительный эвфемизм, в котором подразумевается тайна и близость супругов в половом союзе. В 1-е Коринфянам 7:1-7 половая роль мужа возводится до уровня супружеского долга. Любовь мужа к жене рассматривается в К Ефесянам 5:1-33 как естественное влечение (К Ефесянам 5:28-29), как нравственный императив (К Ефесянам 5:33) и как аналогия любви Христа к Своей Церкви. С помощью образа воды, текущей из источника, в Пр. 5:15–19 стремление к удовлетворению полового аппетита изображается естественной склонностью, требующей удовлетворения, и мужу рекомендуется «услаждаться постоянно» с «женою юности твоей».

Еще одна роль мужа заключается в обеспечении потребностей семьи. Эта заповедь не высказывается прямо, но, тем не менее, со всей очевидностью подразумевается в библейских рассказах о семейных отношениях. Мужья несли ответственность за обеспечение пропитанием (в библейском мире она почти всегда связывалась с той или иной формой сельскохозяйственной деятельности), а жены – за поддержание порядка в доме. Такое распределение обязанностей восходит, возможно, к проклятию в Бытие 3, когда Еве была отведена роль матери (Бытие 3:16), а Адаму – земледельца и кормильца семьи (Бытие 3:17-19).

Наконец, муж выполняет роль главы семьи. Окончательный вид этот образ принимает в Новом Завете, где муж прямо называется «главой жены», которому жена должна повиноваться во всем (К Ефесянам 5:23-24; см. также 1-е Петра 3:1-6; 1-е Коринфянам 11:3; 14:34; К Колоссянам 3:18; ср. 1-е Тимофею 2:11-14). Вполне логично сделать вывод, что в Ветхом Завете главенство мужа тоже понимается как само собой разумеющееся. Даже в рассказах о выдающихся героинях (Руфи, Есфири) мужья выступают авторитетными фигурами, от которых в первую очередь зависит само развитие рассказа.

Другая сторона взаимоотношений между мужем и женой – религиозная сфера, в которой наблюдается одновременно равенство и иерархия. Хотя во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (К Галатам 3:28) и хотя жены – «сонаследницы благодатной жизни» (1-е Петра 3:7), есть другие признаки, указывающие на главенство мужа. В Ветхом Завете Бог иногда является женам (Книга Судей 13:2-7), но в подавляющем большинстве случаев Он все же является мужьям. Рассматривая вопросы, связанные с поклонением, Павел проводит различие между мужчинами и женщинами, подчеркивая, что «жене глава – муж» (1-е Коринфянам 11:3), а в другом месте указывая женщинам, что в церквах им надо хранить молчание и спрашивать у мужей дома, если у них возникают вопросы (1-е Коринфянам 14:34-35). Хотя исторические и общественные условия, в которых Павел давал эти наставления, изменились, образ сохраняется.

Добродетели и пороки мужей. Вырисовывается также картина нравственных добродетелей идеального мужа. Главная среди них – горячая любовь к жене. В Песни песней она изображена как бьющая через край романтическая страсть, а в нескольких местах новозаветных посланий эта любовь показана в виде более осознанного нравственного обязательства (К Ефесянам 5:25,2829,33; К Колоссянам 3:18). Преданность мужа жене изображается как отказ от первоочередных отношений сына с родителями, чтобы прилепиться к жене (Бытие 2:24; От Матфея 19:5; От Марка 10:7-8). От мужей требуется супружеская верность (Пр. 5:15–23) и верность брачному завету (Малахия 2:13-16). Еще одна добродетель мужа – забота о питании жены (К Ефесянам 5:29) с кротостью как сопутствующей чертой (К Колоссянам 3:19). Мужьям предписывается также обращаться «благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь» (1-е Петра 3:7). Аналогичные образы используются в наставлении, чтобы муж «умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1-е Фессалоникийцам 4:4).

Если это идеал, то пороки мужей прямо противоположны. Золотая середина выражается в воздержании от крайностей тиранического и безвольного поведения. Одна недопустимая крайность – чрезмерная властность (см. ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ), но возможна и противоположная крайность, ярким примером которой служит Ахав, инфантильный царь, подчинявшийся своей жене Иезавели. Даже мужчины, которые в наших глазах выглядят, в основном, хорошими мужьями, такие как Авраам и Иаков, предстают в дурном свете, когда они отрекаются от своей роли ответственного главы семьи, на которого возложена обязанность поддержания гармоничных отношений в семье (Бытие 16:1-6; 29:31 – 30:24). Кроме того, если супружеская верность – требующаяся от мужа добродетель, внебрачная связь бесчестит мужа, как показывает случай с Давидом и Вирсавией. Грубый Навал был просто глупым мужем, нелепые ошибки которого требовали тонкого дипломатичного вмешательства со стороны его жены Авигеи (1-я Царств 25).

Бог как Муж. Самый главный образ мужа в Библии относится не к человеческой, а к небесной сфере – Бог выступает здесь в роли Мужа искупленных, которые метафорически изображаются Его невестой и женой. «Ибо твой Творец есть супруг твой», – сказал Исаия о Боге (Исаия 54:5; см. также Иеремия 31:32 {«Я оставался в союзе (= мужем)»}). Тема о Боге как Муже включает в себя несколько образов.

Один из них – Бог как любящий Жених. Этот образ берет начало с объявления Бога о помолвке, когда Он сказал об Израиле: «Это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя... и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею» (Иезекииль 16:8). В качестве небесного Жениха Бог обещал любить Свой народ по благодати (Осия 14:5). В отношении Израиля к Богу на начальном этапе тоже выражается любовь невесты (Иеремия 2:2).

Второй образ – Бог как брошенный Муж, ставший жертвой супружеской неверности жены. Развернутая картина на эту тему дается в Книге Осии, где Израиль изображен неверной женой, от которой Бог требует возвращения к исполнению своего долга. Образными средствами Осия рисует портрет Израиля как жены, увешанной серьгами и ожерельями и ходящей за любовниками (Осия 2:13). В ветхозаветных пророческих книгах идолопоклонство действительно часто изображается как прелюбодеяние (Исход 34:15-16; Левит 17:7; Иеремия 3:6). Предательство было столь вопиющим, что Бог заявил об Израиле, что «она не жена Моя, и Я не муж ее» (Осия 2:2). Он даже написал разводное письмо (Исаия 50:1).

Образ Бога как Мужа получает третье измерение, когда Он изображается долготерпимым и верным Мужем, возвращающим неверную жену. В этом случае основным текстом опять же служит Книга Осии, где взаимоотношения Бога с Израилем отображаются на примере истории брака Осии с Гомерью. Несмотря на первоначальное побуждение отказаться от жены-идолопоклонницы, Бог обращается к ней как к жене, «оставленной и скорбящей духом», как к жене «юности, которая была отвержена», и выражает желание принять ее «с великою милостию» (Исаия 54:6-7). Аналогичные образы романтической любви мы видим в Книге Осии, где Бог говорит, что у Него «возгорелась вся жалость» к непостоянной жене (Осия 11:8) и что Он «уврачует» ее отпадение (Осия 14:5).

В Новом Завете метафора Небесного Мужа принимает специфически христоцентрическую окраску. В К Ефесянам 5:21-33 Павел проводит аналогию между человеческим мужем и Христом. Оба – главы жены. Мужья наставляются любить, направлять, питать и согревать своих жен, как Христос делает это в отношении Церкви. В Откровении Христос тоже показан Мужем Церкви, Его невесты (Откровение 19:7-9; 21:2).

См. также: БРАК, ЖЕНА, ЖЕНЩИНА, ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ, МАТЬ, МУЖЧИНА, ОТЕЦ, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕМЬЯ, ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ.