МОРЕ (SEA) Словарь библейских образов

В библейской картине мира море занимает центральное место. Как и их древние соседи, израильтяне верили, что при сотворении мира Бог использовал первобытное вселенское море для создания трехъярусного мироздания: моря, неба и земли (Псалтирь 134:6; Откровение 14:7). Бог создал море (Псалтирь 94:5; Иона 1:9), собрав воды, покрывавшие всю землю, и установив их границы (Бытие 1:2,910; Псалтирь 103:5-9; Иов 38:8-11), основал землю на море (Псалтирь 17:16; 23:1–2). Он образовал твердь для удержания атмосферы и отделения воды над ней (Бытие 1:6-8; Пр. 8:27–29). Море снабжает землю водой. Вода падает сквозь отверстия в небосводе в виде дождя и снега, и ее может быть достаточно даже для великого потопа (Бытие 7:11; 8:2). Над небом и над морем возвышается Божий престол (Псалтирь 28:10; Иезекииль 1:26). В этой картине море предстает воплощением победы Бога Творца над хаосом, и эта символика, возможно, выражалась в большом литом море из меди, стоявшем перед храмом Соломона (3-я Царств 7:23-26).

В то же время море символизирует постоянную угрозу со сторону сил хаоса для Бога и творения. Море стремится выйти из границ, установленных для него Богом (Иов 38:8-11; Иеремия 5:22). В Библии находят отражение космогонические мифы соседних народов о первобытной битве между богом-творцом и морским чудовищем, именуемым левиафаном, Раавом, драконом или змеем (Иов 4041). Но в отличие от мифов соседних народов, Бог изображается создателем чудовища хаоса, которое Он помещает в море (Бытие 1:20-21; Псалтирь 103:24-26). Чудовище приводит море в волнение, но его сокрушает и усмиряет Бог (Иов 26:12; Псалтирь 73:12-14; 88:10–11; Исаия 51:9), и в конце времен Бог окончательно поразит его (Исаия 27:1). В качестве пристанища чудовища хаоса, которое может пробуждаться, море символизирует угрозу повторного распространения хаоса (Иов 3:8). Символом всемирных сил зла и антихриста последних дней, выступающих против Бога и Его народа, служат выходящие из моря звери (Даниил 7:3; Откровение 13:1).

Будучи Творцом, Бог управляет морем, производя и успокаивая волны на нем (Исаия 51:15; Иеремия 31:35), а также удерживая его в положенных ему пределах (Иов 38:8-11; Пр. 8:27–29; Иеремия 5:22). Он может иссушить море по Своей воле (Наум 1:4) или выпустить его на свободу для суда над миром, как это произошло во время потопа (Бытие 68). Следовательно, угроза хаоса и зла, которую символизирует море, в конечном счете призрачна. Разделение Красного моря и уничтожение войска фараона по сути служат повторением покорения моря и чудовища хаоса, еще раз продемонстрировавшим власть Бога над силами хаоса и зла (Исход 15; Исаия 51:9-10). Та же самая власть проявилась в хождении Иисуса по морю (От Марка 6:45-52) и в усмирении Им моря (От Марка 4:35-41). Даже зверь, вышедший из моря в Откровении, был схвачен и брошен в озеро огненное (Откровение 19:20).

Перед престолом Бога находится нечто вроде стеклянного моря, символизирующего, возможно, вселенское море (Откровение 4:6; 15:2). Спокойное море символизирует отсутствие зла и хаоса на небе, где порядок не может нарушить никакое «чудовище» хаоса. При завершении истории вселенское море смешивается с огнем, что, по-видимому, символизирует грядущий суд (Откровение 15:2). После завершения истории моря больше не будет (Откровение 21:1), и это означает исчезновение фактической или потенциальной опасности для творения и всевластия Бога.

Море служит также источником многих метафор и сравнений. Шум моря сравнивается с мятежом народов (Псалтирь 64:8). Шумят и ревут море и захватчики (Исаия 17:12-13; Иеремия 6:23). Вавилон накрывается волнами наступающих войск (Иеремия 51:42). Боящиеся грядущего суда не могут успокоиться, как море (Иеремия 49:23), а сомневающийся подобен морской волне, поднимаемой ветром (Иакова 1:6). Неугомонная деятельность нечестивых подобна илу и грязи, которые выбрасывает море (Исаия 57:20; Иуды 1:13). Неисчислимое количество песчинок на берегу моря сравнивается с множеством потомков (Бытие 22:17; К Евреям 11:12) или огромным войском (Иисус Навин 11:4; Откровение 20:7). Божье прощение изображается ввержением греха в пучину морскую (Михей 7:9). Выражается надежда, что ведение Бога однажды наполнит землю, как воды наполняют море (Исаия 11:9).

См. также: ВОДА, ГЛУБИНА, ЗЕМЛЯ, КОСМОЛОГИЯ, НАВОДНЕНИЕ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, НЕБО, ХАОС, ЧУДОВИЩА.

Библиография:

J. Day, God's Conflict with the Dragon and the Sea, Cambridge University Press, 1985.