МОЛОТЬБА, ГУМНО (THRESHING, THRESHING FLOOR) Словарь библейских образов

Молотьба была важным этапом ежегодного сбора урожая зерна. После жатвы зерновых необходимо было отделить зерна от плевелов, прежде чем делать из них муку. Это можно было сделать вручную, просто выбивая их из колосьев цепами (Руфь 2:17). Для большого количества зерна требовалось гумно: открытая площадка твердой земли или камня. На ней раскладывали снопы, и зерна выбивали копыта вола или телушки (Иов 39:12), которых гоняли кругами по площадке. Согласно закону Моисея, этим животным запрещалось «заграждать уста» (Вт. 25:4), так что и животным было разрешено получить свою долю урожая. Этот факт Павел использует, уча христиан оказывать поддержку служителям (1-е Коринфянам 9:9; 1-е Тимофею 5:18).

Альтернативные методы молотьбы предполагали использование колес телеги или молотилки, сделанной из досок, к которым снизу крепились либо острые камни, либо железные зубцы. Животные тащили такую молотилку по колосьям, и кто-то управлял ею, стоя сзади. Некоторые сорта зерна были слишком нежны для такого метода, поэтому их нужно было обмолачивать вручную (Исаия 28:27-28). Полученную смесь зерна и плевелов провеивали, подбрасывая ее в воздух, чтобы легкие плевелы были унесены ветром, а тяжелые зерна упали на землю.

Молотьба была таким важным этапом обеспечения пищей, что, наряду с точилом, гумно символизировало сбор урожая в целом и, следовательно, заботу Бога о Своем народе (Вт. 16:13; Иоиль 2:24). И наоборот, пустые гумна и точила означали голод (4-я Царств 6:27). Гумна, которые удобно было располагать на открытом месте, могли использоваться и для других целей (3-я Царств 22:10), и самый знаменитый пример этого – строительство иерусалимского храма (2-я Царств 24:18-25; 2-я Паралипоменон 3:1). Гумна могли быть также использованы не по назначению (Осия 9:1-2).

В аграрном мире, подобном библейскому, молотьба, сопровождающая сбор урожая, – основной символ изобилия. Ежегодный процесс молотьбы был чем-то вроде общественного ритуала, и в период молотьбы гумно превращалось в место семейной и общественной активности. Иногда молотили ночью, чтобы воспользоваться ветром. Помимо этого, полученное зерно следовало охранять от воров. Поэтому участники молотьбы и даже их домашние часто ночевали рядом с гумном.

Молотьба может символизировать насилие одних людей над другими (Исаия 21:10; Амос 1:3), особенно суд (Иеремия 51:33; Михей 4:11-13; Аввакум 3:12 {«пожираешь»}). Иоанн Креститель описывал мессианскую деятельность с помощью образа молотьбы (От Матфея 3:12; От Луки 3:17). Орудия молотьбы могли, в свою очередь, символизировать орудия суда (Исаия 41:15). Навыки, которые требовались для молотьбы, отражали божественное умение управлять народами и странами (Исаия 28:24-29). Бесполезная солома (прах, мякина) обозначает нечто ненужное, или нечто, что исчезнет без следа (4-я Царств 13:7; Даниил 2:35; Осия 13:3).

Животные, которым позволяли во время молотьбы съедать часть урожая, могли символизировать беззаботное состояние (Иеремия 50:11; Осия 10:11). Христианская миссия также описывалась как пахота и молотьба (1-е Коринфянам 9:10).

Отдельные упоминания о молотьбе встречаются в описании левиафана – вероятно, крокодила (Иов 41:22), отношений мудрого царя с грешниками (Пр. 20:26) и собирания Господом рассеянных израильтян (Исаия 27:12 {«потрясет»}).

См. также: ЖАТВА, ЗЕРНО, МЯКИНА, ТОЧИЛО.