МОЛИТВА (PRAYER) Словарь библейских образов

Библия полна молитв. Божий народ молится со времен Сифа, когда «начали призывать имя Господа» (Бытие 4:26), до кульминации истории в Откровении. В Библии содержится около пятидесяти длинных молитв в прозаических разделах и несколько сотен коротких молитв или упоминаний о них. Авторы гораздо чаще показывают людей в молитве, чем говорят о молитве. Поэтому образы молитвы в этой статье основываются на фактических способах молитвы (напр., Даниил 6:10). Молитвы в Библии показывают, что основной их смысл заключается в установлении отношений. Связанные с молитвой термины преимущественно разговорные; в ней предполагается взаимное расположение к доверительным отношениям и общению; она охватывает широкий круг жизненных забот; как и разговор между друзьями (см. ДРУЖБА), она приносит утешение, поддержку и дает стимул; в число ее целей входит служение ближним.

Молитва как разговор. Основной смысл молитвы в Библии сводится к разговору с Богом. Применительно к молитве используются обычные слова («сказал», «воззвал», «возопил»), обозначающие обращение людей к Богу, Который ищет общения со Своим народом. В экспрессивных глаголах (напр., «возопить», «молить», «взыскать») отражается в большей степени эмоциональное состояние молящегося, чем какая-то особая терминология, связанная с молитвенным обрядом. В других древних религиях молитва могла служить выражением владения определенной техникой или эзотерического знания. В еврейском же Писании молитва была прежде всего обращением как в обычном разговоре. В этом обращении, в котором не выражалось ни требование, ни даже пожелание, подразумевались смирение и надежда просящего.

Присущие библейской молитве особенности, когда собеседник говорит, ждет и слушает, придают ей характер личного разговора. Молящийся возносит слова к Богу и уповает, что Бог слышит выражаемые им чувства (Псалтирь 33:7; К Римлянам 8:26-27). В молитве Авраама за Содом использовались обычные речевые обороты и даже интонации уговаривания (Бытие 18:23-33). Давид отмечал необходимость уповать на Бога в молитве (Цс. 36:4; 39:2; см. также Исаия 40:31). Он описывал обращение к Богу и получение ответа (Псалтирь 17:4; 29:11–12; 80:8): «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость» (Псалтирь 137:3). Исаия призывал народ покаяться, напоминая ему о разговоре, к которому он может вернуться: «И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “вот путь, идите по нему”, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево» (Исаия 30:21). Постоянство молитвенного диалога с Богом имеет решающее значение для поддержания близких отношений с Ним.

Образ личной природы молитвы как разговора выражал Иисус. Он называл Бога Отцом, используя арамейское слово авва (интимное обращение к отцу), но эта близость не заслоняла Его понимание святости Бога. За исключением страдальческого вопля на кресте (От Матфея 27:46, пар. От Марка 15:34), Иисус всегда обращался в молитве к Богу как к Отцу и наставлял учеников делать то же самое (От Матфея 6:5-15; 7:7–11; От Луки 11:2-4). Тем самым Он делал разговор между Богом и Его народом более личным. Он часто молился (От Луки 5:16) и призывал учеников сделать молитву частью их жизни (От Луки 18:1). Он показывал ученикам, как надо молиться (От Луки 9:28; 11:1), и в трудные времена прежде всего молился Сам. В евангелиях показаны Его молитвы при всех важных событиях Его жизни (крещении, От Луки 3:21; преображении, От Луки 9:29; призвании Двенадцати учеников, От Луки 6:12; в Гефсимании, От Матфея 26:36-46, пар. От Марка 14:32-42; От Луки 22:39-46).

Доверительное общение. Молитва – это доверительное общение: мы обретаем состояние доверчивого ребенка и молимся с верой, основанной на послушании; Бог помнит о нашей уязвимости, любит нас как Своих детей, слышит наши молитвы и отвечает на них. В библейской молитве нет ничего общего с методами воздействия на божество, характерными для многих религий древнего Ближнего Востока. Библейская вера не допускает никаких попыток использования магии или заклинаний для манипуляции Богом или Его умиротворения. Илия вознес простую и прямую молитву, со всей очевидностью основанную на общении с Богом: «Я раб Твой», тогда как жрецы Ваала тщетно пытались добиться расположения божества громкими криками и пролитием собственной крови (3-я Царств 18:16-38).

Наша позиция доверия и послушания. Во многих обществах молитва символизируется определенным временем и определенными жестами: склоненная голова, закрытые глаза, скрещенные руки или коленопреклонение. В Писании в связи с молитвой упоминаются те или иные позы, телодвижения или определенное время, но они не служат метонимией молитвы. Молясь об избавлении, Езекия взял письмо с угрозами в храм и «развернул его пред лицом Господним» (Исаия 37:14). Люди молились стоя, на коленях, лежа, подняв руки, сидя, склонившись или ударяя себя в грудь. Активные телодвижения символизировали участие в молитве всего человеческого существа. Но положение тела и жесты имели значение только в том случае, если они отражали расположение сердца к Богу.

Глубокое влияние на молитву оказывает факт, что «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1-я Царств 16:7). Долгие молитвы в общественных местах противоречат тому, чему учил Иисус (От Марка 12:40). Не помогают даже самые красноречивые молитвы, если они исходят от неправедных (Пр. 28:9; Исаия 16:12). Наиболее важные моменты в молитве – покой (упование на Бога) и действие (послушание).

Между нашими молитвами и нашей жизнью существует глубокая и важная связь (Пр. 15:24; Иакова 5:16). Своими действенными молитвами выделялись Моисей и Самуил (Иеремия 15:1). Пример покорности показал Иисус в молитве в Гефсимании: «Да будет воля Твоя» (От Матфея 26:42). Что еще важнее, о том же свидетельствуют вся Его жизнь и все Его молитвы (К Евреям 5:7). Бог отвечает на молитвы тех, кто приходит к Нему со смирением и упованием, как ребенок к отцу или как отнятое от груди дитя на колени к матери (Псалтирь 130:2), с чувством любви и принадлежности.

Божья позиция милости и благоволения. Божья позиция выражается в помощи тем, кто чист сердцем; Он отвечает на молитвы, дабы быть верным Своей природе, и возлагает на людей выбор путей к Нему. Библейские персонажи нередко просят Бога, чтобы Он действовал определенным образом, поскольку того требуют Его честь, слава, благодать, милость и надежность. При чтении рассказов о таких молитвах создается отчетливое впечатление, что Богу угодно, когда люди взывают к Его качествам, но не злоупотребляют этим (Исход 32:11-14; Числа 14:13-22; Вт. 9:26–29; Неемия 1:4-11). Например, Авраам построил свою молитву на раскрытии сущности Бога («Судия всей земли поступит ли неправосудно?», Бытие 18:25), а Моисей воззвал к верности Бога Самому Себе, молясь:

«Чтобы Египтяне не говорили:

“на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли”.

Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа» (Исход 32:12).

Ответ на эту молитву Моисея был из самых поразительных примеров Божьего ответа: «И отменил Господь зло» (Исход 32:14). Ту же логику использовал Иисус Навин после поражения в Гае (Иисус Навин 7:6-9); свою молитву он сформулировал в виде вопроса: «И что сделаешь тогда имени Твоему великому?». Даниил и Иисус тоже сознавали в молитве Божью позицию милостивого Владыки, верного Своему идеалу (Даниил 9:19; От Луки 11:2).

Молитва – это доверительный разговор между Богом и Его заветным народом: Божья позиция выражается в милости, ожидании послушания со стороны народа, а позиция Его народа – в уповании, напоминании о Его обетованиях. Воплощением правильных отношений с Богом служат Моисей и Самуил: они «взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им» (Псалтирь 98:6-7).

Показанная в Библии молитвенная жизнь не требует каких-то технических навыков, доступных немногим изучившим систему символов и заклинаний, она открыта всем благодаря отношениям Бога со Своим избранным народом. Основанный на общении базис библейских молитв показал Моисей в своем призыве к молитве:

«Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки,

как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Вт. 4:7).

Доступность и притягательность молитвы выражены в словах Давида: «Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Псалтирь 33:7).

Молитва в жизненных испытаниях. Бог близок к нам в любой момент жизни. Поэтому для молитвы открыты все сферы. Молиться можно в беде (Псалтирь 17:7), во время болезни (Псалтирь 29:3), когда возникает нужда в водительстве (Псалтирь 118:18), при раскаянии в грехе (Псалтирь 29:9-10), при непонимании Божьих путей (Псалтирь 21:2) или когда охватывает ложное чувство удаленности от Него (Псалтирь 32:13). Молитва символизируется словом взыскать, характеризующим ее как поиск мудрости и жизни (Псалтирь 118). Псалтирь полностью состоит из молитв, отражающих широкий круг эмоций, которые люди испытывают на своем жизненном пути.

Другие образы молитвы. Близость к Богу. Молитва – это личная встреча с Богом, подобная обретению покоя на коленях у матери (Псалтирь 130:2). Пророк обещает, что в молитве Бог «будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Софония 3:17).

Средство служения. Молящиеся в Ветхом и Новом Заветах сознавали, что одна из главных целей молитвы заключается в обретении силы для помощи другим людям. Авраам, Моисей, Иисус Навин и Даниил молились за израильский народ, то же самое делали все пророки. Апостолы призывали церкви молиться за свое служение (К Римлянам 15:30-31; К Колоссянам 4:3; К Евреям 13:18-19).

Иисус наставлял учеников использовать молитву как средство служения, а не достижения личной власти. Он молился за тех, в ком видели только обузу, например, за детей (От Матфея 19:13). Он удалялся молиться, когда чувствовал необходимость получить силу для продолжения служения (От Луки 5:16). В Его молитве благословения и ходатайства в От Иоанна 17 отражается язык публичных ветхозаветных молитв в соответствии с Его образом пророка, священника и царя (От Иоанна 17:1-26). В Послании к евреям Иисус показан как Первосвященник, Который «всегда жив, чтобы ходатайствовать за [нас]» (К Евреям 7:25), в противоположность образу сатаны, непрестанно клевещущему на нас (Откровение 12:10).

Образы уникальной силы молитвы. Молитва уникальным образом позволяет чадам Божьим присутствовать в двух мирах. В Откровении старцы, поклоняющиеся Господу, держат «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откровение 5:8). Молитва не похожа на другие виды общения, ибо в молитве мы можем рассчитывать, что Тот, к Кому обращаемся, поймет наши невнятные стоны и переведет их на язык действенной молитвы. Образ напоминает любящего родителя, слушающего путаные жалобы ребенка и откликающегося на его неясно выраженные, но горячие желания. «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (К Римлянам 8:26).

Мы можем думать порой, что молитва не имеет особого значения, но Иисус напоминает нам, что она может совершать удивительные вещи: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: “исторгнись и пересадись в море”, то она послушалась бы вас» (От Луки 17:6).

Образы искренней молитвы. Самые яркие, пожалуй, образы молитвы связаны в Библии с теми, кто молился особенно искренне, как, например, Авраам, молившийся за Содом (Бытие 18:16-33) и за свою бесплодную жену Сарру (Бытие 15:1-4). Волнующая картина того, как Бог услышал отчаянный вопль Своего народа и приступил к действиям, показана в рассказе об израильском рабстве в Египте (Исход 3:7). Моисей вступил в мучительный диалог с Богом по поводу его пригодности на роль вождя народа (Исход 3:1-4). Выразительными образами наполнена молитвенная жизнь Иисуса Навина. Он молился после поражения в Гае и получил ответ, что проблема заключалась в скрытом грехе (Иисус Навин 7:6-15). Отрицательный пример приведен в Иисус Навин 9, когда израильтяне заключили безрассудный союз, потому что «Господа не вопросили» (Иисус Навин 9:14). Иисус Навин получил на свою молитву впечатляющий ответ, что солнце остановится (Иисус Навин 10:12-14). Яркое впечатление производит обет Анны в молитве о сыне (1-я Царств 1:10-11). Одним из образцов молитвы можно считать молитву Соломона о мудрости (3-я Царств 3:5-9). Мужами молитвы проявили себя Илия и Елисей, особенно в состязании с пророками Ваала (3-я Царств 18). В окружении ассирийского войска Езекия развернул письмо с угрозами пред Господом, Который изображен здесь во всем Своем величии в величественных тонах (4-я Царств 19:15-19). В двух случаях Иеремии было сказано прекратить ходатайство за народ (Иеремия 7:16; 11:14), и то, каким взрывом негодования ответил пророк на Его запрет, показывает, до какой степени искренна истинная молитва (Иеремия 20:7-18). Даниил молился трижды в день, и ему принадлежит одна из самых ориентированных на других и сосредоточенных на Боге молитв в Писании (Даниил 9:4-19).

Молитвы Иисуса замечательны своим частым повторением, простотой и прямым обращением к Богу «Авва». Молитвы Павла, записанные в его посланиях, показывают человека с глубоким чувством благодарности (К Римлянам 1:8-9; К Ефесянам 1:3-14; 3:14–21). В Евреям Иисус представлен постоянно ходатайствующим за святых (К Евреям 7:25), а молитва изображается средством доступа к престолу благодати (К Евреям 4:4-16). Иаков рисует картину помощи больным через молитву (Иакова 5:13-18), а в Откровение 45 ярко описывается насыщенное молитвами небесное поклонение Агнцу.

Молитва показана в Писании важнейшей стороной отношений между Богом и людьми. Она служит отличительным признаком Божьего народа, и в ней выражаются человеческие нужды, а также Божья любовь и Его обеспечение. В Библии молитвы связываются, в первую очередь, с просьбой о помощи, но есть также образы противоборства (народа с Богом или Бога с народом), спокойного общения и диалога.

См. также: КОЛЕНО, ОЖИДАНИЕ БОГА, ПОКЛОН, ПОКЛОНЕНИЕ, ПОСТ.