МОГИЛА, ГРОБ, ГРОБНИЦА (GRAVE) Словарь библейских образов

С могилой, или гробом, связаны разные образы, по большей части отрицательные. В самом прямом значении могила – это просто место погребения (Бытие 35:20; От Марка 16:3). Часто, однако, под этим словом подразумевается пристанище мертвых. Шеол (евр.) и Гадес (греч.) представляют собой самые глубокие, какие только можно вообразить, места в противоположность высочайшим небесам (Исаия 7:11; От Матфея 11:23). Могила не просто символизирует завершение жизни, но и указывает на место, в котором после ее окончания сосуществуют несовместимые друг с другом судьбы людей (От Луки 16:22,26).

Могила есть символ тьмы (Иов 17:13; 18:18; Плач Иеремии 3:6). В пространственном отношении это место, наиболее удаленное от света, темница, в которой человек содержится вдали от жизни и происходящих в мире над ним дел. Она изображается как «преисподняя», в которую сходят «в прахе» (Иов 17:16). Могила считалась нечистой в обрядовом отношении (Числа 19:16) и местом, в котором по ночам совершаются такие омерзительные вещи, как занятия черной магией (1-я Царств 28:8; Исаия 45:18-19; 65:4).

Одиночество и безмолвие (Псалтирь 30:18-19; Исаия 47:5) – основные отличительные признаки могилы. Единственные спутники там – черви (Иов 17:14), поедающие остатки плоти, символизирующей удовольствия, полученные в жизни наверху. В этом смысле могила представляет собой прямой антитезис радостям жизни. Это отсутствие общения, любви между мужчиной и женщиной, радостных возгласов и смеха, удовольствия от плодов своего труда и участия в поклонении (Псалтирь 87:11-13; Исаия 38:18).

Но могила может выражать и положительный образ. Изгой общества Иов мечтал о могиле как о месте успокоения (Иов 3:11-19), поскольку там не будет страданий этого мира. В еще более высоком смысле могила символизировала рай для несчастного Лазаря (От Луки 16:22,25). В этой притче высвечивается антитетический характер могилы для тех, кто туда попадает, в зависимости от образа их жизни, и различие их участи после смерти.

С могилой тесно связаны различные ее определения. То, как человек попадает в могилу, ставит как бы печать завершенности на весь характер его жизни. В отрицательном смысле человек мог уйти в могилу с горестью (Бытие 44:29), посрамленным (Псалтирь 30:18), с кровью на седине (3-я Царств 2:9) или живым (Псалтирь 54:16). В положительном смысле идеальным вариантом было уйти из жизни мирно (3-я Царств 2:6), когда отсутствие конфликтных ситуаций перед смертью символизировало гармонию как в этой жизни, так и в загробной (см. ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ).

С могилой связывались и семейные отношения. Обычной метафорой ухода в могилу были выражения «почил с отцами своими» (о Давиде, 3-я Царств 2:10) или «приложился к народу своему» (об Измаиле, Бытие 25:17). Могила считалась как временной преградой между поколениями, так и конечным местом встречи семьи.

В семитской символике могила рассматривалась как вход в преисподнюю, равно как утроба обозначала выход в жизнь из преисподней (Псалтирь 138:15). Для тех, кто так и не вошел в жизнь, утроба была могилой, как об этом говорят Иов и Иеремия, сожалея, что появились на свет (Иов 3:10-16; Иеремия 20:17).

Могила служила не только выражением пространственных образов, но и символом самой смерти. Здесь важную роль играли негативные стороны могилы как шеола. Смерть и могила изображались в виде деспотичного монарха царства мертвых (Осия 13:14). Могила представлялась также как сеть, опутывающая свою жертву (2-я Царств 22:6; Псалтирь 17:6), или как надежная темница с решетками, в которой удерживаются заключенные (Иов 17:16). Вырваться из нее и вернуться к радостям жизни наверху невозможно (Иов 14:12). Для нечестивых могила служила местом наказания и вечных мук (От Матфея 10:28; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ) и отделения от всех источников помощи или спасения (От Луки 16:24).

У могилы и смерти ненасытный аппетит (Исаия 5:14; Аввакум 2:5; Пр. 27:20; 30:15–16). В связи с этим могила как шеол ассоциировалась с поглощением (Пр. 1:12; Псалтирь 140:7), и этот образ в ханаанской мифологии олицетворялся также богом Мотом (бог смерти). В интересной игре этой метафорой Господь изменяет смысл проклятия на противоположный заявлением, что «поглощена будет смерть навеки» (Исаия 25:8; ср. 1-е Коринфянам 15:54-57). В данном случае могила превращается в сугубо положительный символ, так как «умершие во Христе» попадают не в Гадес, а соединяются со Христом (От Луки 23:43; 2-е Коринфянам 5:8; К Филиппийцам 1:23). Тем самым для праведных могила становится символом высшей надежды. Это относилось даже к несчастному Иову (ср. Иов 19:25-26).

См. также: ПОГРЕБЕНИЕ, СМЕРТЬ, ТЬМА, ЯМА.

Библиография:

D.J. A. Clines, Job 1–10 (WBC; Dallas: Word Books, 1989);

О. Keel, The Symbolism of the Biblical World (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1997).