МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК (YOUNGER CHILD, YOUNGER SIBLING) Словарь библейских образов

Несмотря на закон первородства (см. СТАРШИЙ РЕБЕНОК), в Библии часто случается так, что старший сын не получает двойной доли наследства и большего благословения. Начиная с первых трех братьев – Каина, Авеля и Сифа, – Бог особое расположение выказывает к младшему, словно подтверждая, что «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Исаия 55:8). Ожидания старших сыновей регулярно не оправдываются в повествовании Книги Бытие. Сначала Авель, а потом – Сиф получают Божье одобрение в обход старшего брата, Каина (Бытие 4:4,25). Место Измаила занимает Исаак, «сын смеха» (Бытие 21:12-13). Бог предпочитает младшего Иакова старшему Исаву еще до рождения, и эта история становится основным примером таинственного избрания для пророков и авторов Нового Завета (Малахия 1:2-3; К Римлянам 9:13). Три старших сына Иакова – Рувим, Симеон и Левий – уступают младшему Иуде. Когда же благословение дается двум сыновьям Иосифа, младший (Ефрем) опять получает больше, чем старший (Манассия Бытие 49:8-12; 48:19–20).

Хотя нигде больше мы не увидим столь частых нарушений закона о первородстве, наследование Божьих обетований по линии младшего, а не старшего сына повторяется регулярно, за редким исключением. Именно Моисей, а не Аарон или Мариамь, выводит народ из Египта; именно Давид, а не Елиав, становится царем, угодным Богу; именно Соломон, а не Авессалом, строит храм.

Принимая во внимание эту ситуацию, мы не удивляемся тому, что предпочтение младшего отпрыска вызывает зависть старших. Ненависть доводит Каина до убийства (Бытие 4:8), Лия несчастлива в браке (Бытие 29:31), Елиав презирает своего брата-пастуха (1-я Царств 17:28) – старшие недовольны, когда их место занимают выскочки-младшие. Архетипический пример такого соперничества между потомками – это, конечно, история отношений Иосифа и его братьев, продавших его в рабство (Бытие 37).

Этот образ внутрисемейной борьбы присутствует в Новом Завете в беседах Иисуса с книжниками и фарисеями. Хотя в посланиях Иисус назван первенцем (см. СТАРШИЙ РЕБЕНОК), В евангелиях Он явно играет роль молодого выскочки. Хотя Он был «прежде нежели был Авраам» (От Иоанна 8:58), в глазах вождей Он, провозглашающий новые учения, был ребенком, который в храме учит старейшин (От Луки 2:46-47).

Образ новизны Евангелия и таинственного избрания младших отпрысков продолжает развиваться с возникновением церкви. Хотя Евангелие первым пришло к иудеям, первенцам Бога (Исход 4:22; Иеремия 31:9), потом оно было предложено и язычникам, в том числе сирофиникиянке, которая ниже даже самого малого из детей: она в доме на уровне «пса» (От Марка 7:28). И, хотя власть в церкви принадлежит старейшинам, Павел напоминает Тимофею: «Никто да не пренебрегает юностью твоею» (1-е Тимофею 4:12). Предпочтение, отданное младшему в обход старших, становится в библейской системе образов еще одним напоминанием о том, что в Царстве Божьем низшие будут преобладать над высшими.

См. также: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ, ПЕРВОРОДСТВО, ПЕРВЫЙ, СЕМЬЯ, СТАРШИЙ РЕБЕНОК.