МЕСТО, СЕДАЛИЩЕ (SEAT) Словарь библейских образов

Образы места в Писании указывают на особую роль или высокое положение, как, например, в словах о том, что Бог возвышает нищего на «почетное место» (песнь Анны, 1-я Царств 2:8 NRSV). Это находит выражение в образе самого выдающегося места в Библии – очистилища ковчега завета (более двадцати упоминаний).

Большая группа образов места появилась в связи с установлением монархии. Цари сидят на определенном «седалище» или престоле (1-я Царств 20:25; 4-я Царств 11:19; Деяния 12:21). В великолепном дворце Соломона, произведшем такое сильное впечатление на царицу Савскую, были среди прочего «места князей» за столом (3-я Царств 10:5 NRSV; 2-я Паралипоменон 9:4 {в обоих случаях «пищу за столом» = особые места}). Величественный престол Соломона назван «местом сидения» (3-я Царств 10:19; 2-я Паралипоменон 9:18). Те же образы используются применительно к царскому достоинству Бога. Бог обитает «на высоте» (Псалтирь 7:8; 112:5) как Царь, «сидящий» на небесном престоле (более десятка упоминаний в Откровении). Вознесенный Христос изображается восседающим «на престоле славы Своей» (От Матфея 19:28) и «сидящим одесную» Бога (От Матфея 26:64; От Луки 22:69; К Ефесянам 1:20; К Колоссянам 3:1; К Евреям 8:1; 12:2).

Когда человек возвеличивается по какому-то особому поводу, образ места часто соотносится с оказанием чести. Навуфея посадили во главе собравшихся, прежде чем против него было выдвинуто ложное обвинение (3-я Царств 21:9-12). После возвышения Амана царь предоставил ему «седалище... выше всех князей, которые у него» (Есфирь 3:1). Вспоминая годы благоденствия, Иов говорит, что он «на площади ставил седалище свое» (Иов 29:7). Когда ссыльного царя Иоакима освободили из темницы, царь Вавилонский «поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне» (Иеремия 52:32). В синагогах были «лучшие места» ({«председания»} От Матфея 23:6; От Марка 12:39; От Луки 20:46).

В образе места может выражаться исполнение различных функциональных обязанностей в еврейском обществе. У священников было «место в Иерусалиме» (2-я Паралипоменон 19:8 NRSV), а священник Илий имел свое «седалище» (1-я Царств 1:9; 4:13, 18). Книжники и фарисеи сидели «на Моисеевом седалище» (От Матфея 23:2), которое символизировало их авторитетность в истолковании закона. Судьи сидели на «судейском месте» (От Матфея 27:19; Деяния 25:6,17; 26:30), и тот же образ используется в отношении Бога как Судьи (К Римлянам 14:10; 2-е Коринфянам 5:10). Персонифицированная мудрость в Притчах «становится на возвышенных местах» (Пр. 8:2). У старейшин города тоже было место у ворот (Пр. 31:23). А в Псалтирь 1:1 превозносится муж, который не общается с нечестивыми и «не сидит в собрании развратителей». В библейском понимании «место» человека символизирует не только его общественное положение, но и черты характера.

См. также: ПРАВАЯ СТОРОНА, СИДЕНИЕ.