МЕД (HONEY) Словарь библейских образов

В библейские времена мед был известен своим сладким вкусом (Книга Судей 14:14; Псалтирь 18:11; 118:103; Пр. 24:13; Иезекииль 3:3; Откровение 10:9-10) и целебными свойствами (Пр. 16:24). Он считался деликатесом и иногда вручался в качестве ценного подарка (Бытие 43:11; 3-я Царств 14:3; 2-я Паралипоменон 31:5; Иезекииль 16:13,19; 27:17). По этим причинам мед служил показателем или символом изобилия и благоденствия (Вт. 32:13; Иов 20:17; Псалтирь 80:17; Иеремия 41:8). По меньшей мере двадцать раз (напр., Исход 3:8,17; 13:5) земля обетованная в Палестине названа в Ветхом Завете « землей, где течет молоко и мед». Это обычный символический образ земли, богатой пастбищами и цветущими растениями. Вполне возможно, что в данном случае имеется в виду нектар финиковых пальм, а не мед, собираемый дикими пчелами (см. КВ3, 213 и Borowski, 127). Если это так, мед символизировал изобилие сельскохозяйственных продуктов (Вт. 8:8; 4-я Царств 18:32).

Исаия иронически изменяет смысл этой символики на обратный, когда пророчествует, что родившийся как знамение ребенок Еммануил будет скоро питаться молоком и медом (Исаия 7:15). Поначалу может показаться, что пророк ободряет Ахаза и его двор предсказанием времени благоденствия и Божьего благословения, но Исаия быстро дает понять, что это не так. На землю вторгнутся иноземные народы, которые уничтожат урожай и вынудят Еммануила и других переживших нашествие питаться тем, что осталось на земле (Исаия 7:22). В таких тяжелых условиях мед становится символом лишений и суда. Питаясь диким медом на полях, Еммануил осознает последствия бунта против Бога и значение послушания. (Исаия 7:15 можно перефразировать так: «Он будет питаться молоком и медом, чтобы научиться отвергать зло и избирать добро».) С лишениями мед связывается также в От Матфея 3:4 (см. также От Марка 1:6), где говорится, что Иоанн Креститель питался акридами и диким медом. Как и Илия до него, Иоанн являл собой пример самоотречения в обществе, отчаянно нуждавшемся в покаянии и в духовном обновлении.

Образом вкушения меда библейские авторы иногда пользуются для изображения приятного времяпровождения. Мудрый отец в Притчах наставляет сына умерять радости жизни (символом которых служит мед) мудростью (Пр. 24:13–14) и предупреждает о необходимости быть сдержанным в своих удовольствиях (питании «медом») (Пр. 25:13–16, 27; 27:7). В любовной песне, автором которой считается Соломон, вкушение меда символизирует сексуальное наслаждение (Песни Песней 4:11; 5:1; ср. Пр. 5:3). Найдя мед в трупе льва, Самсон, возможно, счел его предзнаменованием сексуального удовольствия, которое он вскоре получит (Книга Судей 14:8-9). Он, вероятно, отнесся к меду как к возбуждающему средству, которое придаст ему силы в брачной спальне. (О стимулирующих физические силы свойствах меда см. 1-я Царств 14:26,29; 2-я Царств 17:29.) Получение откровения свыше Божьи пророки сравнивали с вкушением меда (Иезекииль 3:3; Откровение 10:9-10; ср. Псалтирь 118:103).

См. также: ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД, СЛАДОСТЬ.

Библиография:

O.Borowski, Agriculture in Iron Age Israel (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1987);

S. D. Water-house, «А Land Flowing with Milk and Honeys», AUSS 1 (1963) 152–166.

МЕДЬ. См. Бронза.