ЛОДКА (BOAT) Словарь библейских образов

В Библии лодки показаны плывущими по волнам темных и бурных морей. В лодке Бог дает людям укрытие от угрожающих жизни опасностей. Впервые мы видим лодку в Бытие 8, когда Бог спас Ноя, его семью и животных от потопа, уничтожившего всю жизнь на земле, в лодке, названной ковчегом. Значение Ноева ковчега как безопасного прибежища подчеркивается в трех связанных с этой темой местах в Новом Завете (От Матфея 24:38; От Луки 17:27; 1-е Петра 3:20). В Исход 2:5 корзина, не позволившая младенцу Моисею утонуть в Ниле, названа тем же еврейским словом, что и Ноев ковчег.

На всем протяжении Писания лодка показывается как убежище, сохраняющее человеку жизнь. В евангелиях Иисус спас учеников в лодке, когда они испугались за свою жизнь во время бури на Галилейском море (От Матфея 8:23-27; От Марка 4:35-41; От Луки 8:22-25). Попав в шторм ураганной силы во время путешествия в Рим по морю, Павел приказал морякам оставаться на борту корабля. И хотя сам корабль разбился, все благополучно добрались до земли (Деяния 27:31,44).

В евангелиях упоминается, что Иисус неоднократно садился в лодку на Галилейском море, чтобы скрыться от толпы (От Марка 3:9; 4:1) или переехать из одного места в другое. Мореплавание – тяжелая работа, и лишь однажды Иисус оставался, по-видимому, в лодке один (От Марка 4:1). Обычно с Ним в лодке находились многочисленные последователи.

Море в Библии служит образом опасности, хаоса и смерти, поэтому лодка символизирует безопасное место, которое Бог предоставляет Своему народу для укрытия от самых грозных жизненных зол. В связи с этим корабль рассматривался как вполне уместный образ церкви, особенно когда он был сценой совершавшихся Иисусом чудес. Эта тема находит выражение в двух рассказах о совершенных на лодке чудесах: о том. как Иисус успокоил бурю (От Марка 4:35-41; пар. От Матфея 8:23-27; От Луки 8:22-25) и как Он ходил по воде (От Марка 6:45-52; пар. От Матфея 14:22-33; От Иоанна 6:16-21). Кроме того, чудесный улов рыбы (От Луки 5:4-11; От Иоанна 21:4-8) можно рассматривать как изображение духовной поддержки церкви. В Новом Завете такая аналогия прямо не проводится, однако сочетание образов власти Иисуса над бесовскими силами, показанными в данном случае как ветер и волны, и лодки как места, где люди могут собираться для ловли рыбы, и как символа безопасности и средства доставки людей до нужного пункта назначения, представляется для многих достаточным основанием для фактического отождествления церкви и лодки/корабля.

Израильтяне никогда не были искусными мореплавателями, в отличие от некоторых их соседей. Поэтому моряки и капитаны, получавшие выгоду от торговых связей Рима и скорбевшие при его падении (Откровение 18:17-19), показаны как язычники. Иосафат попытался восстановить морские торговые пути по Красному морю (3-я Царств 22:48-49), но его флот разбился. Летописец увидел в этом Божье наказание за заключение нечестивого союза, лежавшего в основе этого предприятия (2-я Паралипоменон 20:35-37). Морская торговля находилась в руках иноземных народов, и на этом основании Исаия рисует яркую картину эсхатологического собрания верного Израиля в Иерусалиме: «Так, Меня ждут острова и впереди их корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святого Израилева, потому что Он прославил тебя» (Исаия 60:9).

См. также: КОРАБЛЬ, МОРЕ, РЫБА.

Библиография: S.Wachsmann, The Sea of Galilee Boat (New York: Plenum, 1995).

ЛОЖЕ. См. ПОСТЕЛЬ.

ЛОНО. См. ЧРЕСЛА.