ЛИВАН (LEBANON) Словарь библейских образов

Ливан – северный сосед Израиля, богатый и плодородный символ земной славы, был для Израиля источником ценной древесины и в воображении евреев казался раем. Вместе с тем, он был центром идолопоклонства, и именно за это его судил Бог, возвышавшийся над ним в Своей славе.

Рельеф Ливана состоит из двух горных цепей – прибрежного массива Ливан и менее высокой цепи гор Антиливан на востоке, – разделенных долиной Бекаа. Библейские ссылки относятся, вероятно, только к самому горному массиву Ливан. Именно эти вершины, достигающие десяти тысяч футов, придают Ливану великолепие, славу (Исаия 35:2; 60:13) и репутацию «величайших вершин» (4-я Царств 19:23 NIV). Возвышенным рельефом объясняются сильные осадки, выпадающие в горах зимой в виде снега. Местами снегопады продолжаются круглый год (Иеремия 18:14). Большое количество осадков и медленное таяние снегов в сочетании с пористым водоносным слоем (Иезекииль 31:3-4,7) обеспечивают круглогодичное плодородие почвы (Псалтирь 103:16).

Достойные храма строительные материалы. Ливанские кедры представляют собой ценнейший на земле строительный материал. Соломон убедился в легкости и прочности ливанских кедров (3-я Царств 4:33), заключил сделку с правителем этого региона Хирамом и обложил повинностью Израиль, набрав тридцать тысяч человек, вырубавших кедры для храма в Иерусалиме (3-я Царств 5). Эти люди, работавшие поочередно по одному месяцу из трех, построили из кедра великолепный дворец. Знаменитые кедры служили также основными опорами храма. В Песни песней паланкин жениха был сделан из ливанских деревьев (Песни Песней 3:9), а Иезекииль описывает красивый корабль с мачтами из ливанского кедра (Иезекииль 27:5).

В метафорическом смысле некогда мощная ассирийская империя сравнивается с «кедром на Ливане с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высоким ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев» (Иезекииль 31:3). В иносказании агрессивному царю Иоас сравнил царя с терном на Ливане, а себя с высоким кедром, чтобы подчеркнуть свое превосходство (4-я Царств 14:9). В рассказе о деревьях кедр представлен самым сильным из всех (Книга Судей 9:15).

Необычайная красота и земная слава кедров отражаются в любых упоминаниях, связанных с Ливаном: прославляются его вино (Осия 14:8), его воды (Песни Песней 4:15) и его животный мир (Песни Песней 4:8). Его плодородие неизменно (Песни Песней 4:15; Иеремия 18:14). Его восхитительная красота подчеркивает чувственные образы Песни песней. Невеста сходит с Ливана, неся на одежде его благоухание (Песни Песней 4:8). Своего жениха она сравнивает с Ливаном: «Величествен, как кедры» (Песни Песней 5:15). Псалмопевец представляет весь регион метафорой изобилия: «Плоды его будут волноваться, как лес на Ливане» (Псалтирь 71:16).

Ливан служит метафорой храма. По одному из раввинских истолкований, она основывается на игре слов с корнем Ibn – храм «обелил» грехи Израиля. Использование этой метафоры подтверждается в Библии и в иудейской литературе периода второго храма. Поскольку ливанские кедры украсили храм, Ливан в определенном смысле мог символизировать славу храма (Исаия 60:13). Это отождествление ясно выражено в притче Иезекииля о двух орлах и виноградной лозе (Иезекииль 17:3-12) и, вероятно, прямо подразумевается в Иеремия 22:23 – предсказании горя царю Иудеи Иехонии, «живущему на Ливане, гнездящемуся на кедрах».

Отголосок Едемского сада. В душах израильтян Ливан занимал уникальное место. Во внебиблейской литературе Ливан называется обителью богов (см. Shehadeh), и благодаря своему необычайному плодородию он кажется отголоском Едема (Псалтирь 103:16; Иезекииль 31:9,16). Подобно тому как путь в Едемский сад был закрыт в результате грехопадения (Бытие 3:24), с Ливаном тоже связываются определенного рода ограничения. Ливан, несмотря на его привлекательность, явно не входил в состав земель, предназначенных для израильтян (Иисус Навин 1:4). Он оставался непокоренным, и его богатства доставались при посредничестве языческих соседей (3-я Царств 5:1-12). Неоднократно демонстрируется превосходство Божьей славы над его сотворенной красотой (Псалтирь 28:5-6; Исаия 10:33-34; Наум 1:4), и всего богатства Ливана недостаточно для жертвенного огня (Исаия 40:16). Божья слава властвует даже над Ливаном – самым славным из земных творений.

В качестве высшего проявления сотворенной красоты Ливан служит образом конечного искупления. Однажды пустыня получит «славу Ливана» (Исаия 35:2; 60:13). Будучи отголоском Едема, Ливан напоминает, что Бог в конце концов милостиво восстановит утраченную красоту: «Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?» (Исаия 29:17).

Осуждение гордости. Вследствие его выдающегося положения, в образе Ливана выражается одна из основных метафор суда. Заявление о вырубке ценнейших ливанских кедров – обычный пример хвастовства и гордости, которые навлекают Божий суд (4-я Царств 19:23; Исаия 14:8; 37:24). «Гнездящийся на кедрах» – метафора обретения безопасности, основывающейся на человеческих достижениях (Иеремия 22:23). Пророки предсказывают наступление дня унижения гордецов, которых Исаия называет «кедрами Ливанскими, высокими и превозносящимися» (Исаия 2:13). Во время суда «Ливан постыжен, увял» (Исаия 33:9; Наум 1:4) и «омрачен» (Иезекииль 31:15). Иеремия пророчествует о разрушении дворца царя Иудеи: «Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но... приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, – и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь» (Иеремия 22:6-7). Поскольку красота Ливана порождает гордость, последний его образ – образ суда: «Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои» (Захария 11:1).

См. также: ГОРА, ДЕРЕВО, САД, ХРАМ.

Библиография: L.Shehadeh, «Lebanon in Ancient Texts in Quest for Understanding: Arabic and Islamic Studies in Memory of Malcolm H.Kerr, ed. S.Seikaly, R. Baalbaki and P. Dodd (Beirut: American University of Beirut Press, 1990) 3–13.

ЛИКОВАНИЕ. См. Радость.