ЛЕС (FOREST) Словарь библейских образов

В прямом смысле слова лес – это место, не приспособленное для проживания людей и для возделывания полей. Как таковой он представляет собой заросший деревьями участок земли, требующий расчистки для его использования (Иисус Навин 17:15,18). С другой стороны, насаждение лесов и уход за ними тоже может быть формой хозяйственной деятельности (Исаия 29:17; 32:15; 44:14; Екклесиаст 2:6). Более того, в Псалтирь 103:16 Бог изображен вселенским садовником, насаждающим и поливающим леса.

Будучи заросшим деревьями пространством, отделенным от городов и возделанных полей, лес служит жилищем диких животных, особенно ночных хищников. Поэтому мы видим упоминания о «зверях в лесу» (Псалтирь 49:10), о «лесном вепре», опустошающем поля без ограды (Псалтирь 79:14), о «лесных зверях», бродящих во тьме, когда люди ночью спят (Псалтирь 103:20), о «зверях лесных» (Исаия 56:9), о «льве в лесу» (Иеремия 12:8; ср. Амос 3:4; Михей 5:8) и о лесе, в котором дикие животные пожирают людей (Осия 2:12). В данном случае лес являет собой образ ужаса. Еще один образ ужаса – лесной пожар (Псалтирь 82:15; Исаия 9:18; Иеремия 21:14; Иезекииль 20:47; Иакова 3:5). К той же категории относится образ леса во время бури (Псалтирь 28:9 {«обнажает леса»}; Исаия 7:2).

Положительный образ леса выражается в том, что он служит источником древесины. В этой связи мы неоднократно читаем о рубке дров в лесу (Вт. 19:5; 4-я Царств 19:23; Исаия 10:34; Иеремия 10:3; Захария 11:2). Неемия вытребовал лесоматериалы из «царских лесов» (Неемия 2:8), что свидетельствует о ценности леса на древнем Ближнем Востоке. Первоклассными считались леса Ливана – их древесина была общепризнанным стандартом качества (Иезекииль 31:3), отборным материалом, который Соломон обильно использовал при осуществлении своих строительных проектов (3-я Царств 7:2; 10:17, 21; 2-я Паралипоменон 9:16,20). Ливанский кедр выглядит в Библии почти сказочным понятием, и о нем упоминается свыше двух десятков раз.

Как образ природы и роста лес служит также символом процветания, и это значение сохраняется даже в пророчествах о предстоящем истреблении народа. Читаем, например, что Бог истребит «славный лес его и сад его» (Исаия 10:18) и что «град будет падать на лес, и город спустится в долину» (Исаия 32:19). Хотя эти упоминания о лесе встречаются в пророчествах о суде, лес сам по себе не теряет значения высокой ценности и процветания. Образ леса встречается и в пророчествах о восстановлении, и, в частности, говорится, что леса будут ликовать, прославляя Божьи искупительные дела (1-я Паралипоменон 16:33; Псалтирь 95:12; Исаия 44:23), – пример олицетворения природы (отождествления природных явлений с человеческими эмоциями).

Образы леса в Библии, наряду с другими, участвуют в создании не выраженной явно символики, характерной для Библии на всем ее протяжении. Во многих отмеченных выше случаях использования их в прямом смысле присутствует также религиозный и нравственный подтекст. Рост леса или повреждение его бурей – прямой результат Божьих дел. Образ леса служит выражением Божьего суда (Исаия 10:17-19; Осия 2:12) или восстановления (Исаия 29:17; 32:15; Михей 7:14).

См. также: ДЕРЕВО, ДРЕВЕСИНА, ЖИВОТНЫЕ, ЗАПУСТЕНИЕ, ЛИВАН, ПУСТЫНЯ, РАСТЕНИЯ.