КРОВЬ (BLOOD) Словарь библейских образов

Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений.

Кровь как символ человеческой жизни. Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь (От Иоанна 1:13; К Галатам 1:16; 1-е Коринфянам 15:50). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека (1-е Коринфянам 15:50). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» (От Иоанна 19:34; 1-е Иоанна 5:6). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости (От Луки 24:39).

Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови (Левит 17:11; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни (2-я Царств 23:17; 1-я Паралипоменон 11:19) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его (Екклесиаст 12:7) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития (Бытие 4:10). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» (Иов 16:18). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий (Иезекииль 5:17; Аввакум 2:17), Жертвоприношений детей (Иезекииль 23:37,45), зависти и ревности (Иезекииль 16:38), убийства из алчности (3-я Царств 21:19; 4-я Царств 9:26) и даже самоубийства (От Матфея 27:8; Деяния 1:18-19). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах (Исаия 63:6).

Кровь как символ вины. Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» (Осия 1:4), «город нечестивцев, запятнанный кровью» (Осия 6:8), «руки полны крови» (Исаия 1:15). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей (Псалтирь 138:19). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу (Иезекииль 35:6). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти (Пр. 28:17). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести (Бытие 4:13). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках (От Матфея 27:24-25, см. ОМОВЕНИЕ РУК). Кровавые дела ожидают расплаты (2-я Царств 16:8).

Кровь как показатель нечистоты. Когда кровь находится внутри тела, о ней можно не думать, но когда она выступает наружу, не замечать ее нельзя. Вытекающая из пораненного тела кровь символизирует разрушение структуры жизни. Кровь, пролившаяся в результате насилия или несчастного случая, нарушает чистоту творения. С кровью животных обращались в соответствии со строгим ритуалом. Ее нельзя было оставлять, не прикрыв землей (Левит 17:13). Человеческая кровь обладала еще большей силой осквернения (Псалтирь 105:38; Исаия 59:3; Плач Иеремии 4:14). Даже к естественным кровотечениям женщин следовало относиться в соответствии со строгими законами чистоты (Левит 12). В хронических случаях больные фактически подвергались остракизму (От Луки 8:43). Противопоставляя Божью праведность человеческим попыткам достигнуть чистоты, Исаия не нашел более отталкивающего образа, чем сравнение всех наших праведных дел с запачканной кровью одеждой (Исаия 64:6).

Кровь как предзнаменование. Вид яркого красного цвета свежей крови до сих пор поражает с почти противоестественной силой. Считалось, что в кровь превращаются и другие элементы, необычным образом меняющие свой цвет на красный. Как человеческая кровь свидетельствовала о ранении тела, так и кровь в мироздании указывала на кровотечение во вселенной и вызывала большой страх. Как знамение для Египта, воды Нила превратилась в кровь (Исход 4:9; 7:17). В предзнаменование для моавитян с восходом солнца вода стала красной, как кровь (4-я Царств 3:22). В Откровении тоже используется образ воды, превращающейся в кровь (Откровение 8:8; 16:4). Иоил. предупреждает о знамениях – кровь на небе и луна, превратившаяся в кровь (Иоиль 2:30-31). Об этих знамениях дня Господнего говорит Петр (Деяния 2:19), и они вновь появляются в видении Иоанна (Откровение 6:12).

Кровь как жертва и умилостивление. В Ветхом Завете пролитие человеческой крови рассматривалось как смертный грех: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Бытие 9:6). Кровь животных, по ветхозаветному закону, проливать разрешалось, но только при соблюдении ритуальных правил. К этой крови следовало относиться с большим уважением. Ее нельзя было употреблять в пищу (Левит 17:10), и она играла важнейшую роль в обряде жертвоприношения. Кровь животного не только проливалась, она приносилась на святое место, символизировавшееся, например, жертвенником или крышкой ковчега завета во Святом-святых (см. XPAM).

Обрядовое предоставление крови рассматривалось как предоставление души человека, его nepes (Исход 12:23; К Евреям 11:28). Основополагающая идея выражена в Левит: «Потому что душа [nepes] тела в крови, и Я [Бог] назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души [ nepes во множественном числе] ваши, ибо кровь сия душу [nepes] очищает» (Левит 17:11). Nepes того, кто приносил жертву, отождествлялась с nepes жертвенного животного. Пролитие крови символизировало подчинение души. Более того, это было подчинение души в святости, как свидетельствует окропление крышки ковчега в день очищения (Левит 16:15).

Этот ветхозаветный фон помогает понять некоторые стихи Нового Завета о Крови Христа. В К Римлянам 3:25 Кровь Христа показана не как кровь мученика, а как жертвенная кровь за грехи. Бог открыто предложил Христа в качестве очистилища. Присутствие Бога и место искупления надо теперь искать на Голгофе, а не за завесой во Святом-святых. Кровь Христа искупляет и оправдывает нас (К Римлянам 5:9; см. ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ). В Послании к евреям тема значения жертвенной крови получает дальнейшее развитие. Кровь тельцов и козлов очищает тело, а Кровь Иисуса совершает гораздо больше: она очищает нашу совесть от мертвых дел для служения живому Богу (К Евреям 9:13-14; 10:4; ср. 4 Мак. 6:29).

На вечере Господней Иисус отождествил Свою Кровь с новым заветом. Взяв чашу вина, Иисус сказал: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (От Марка 14:24). Это можно сравнить с Исход 24:3-8, когда Моисей, взяв кровь тельцов, одной половиной ее окропил жертвенник, а другой – народ Израиля. В обоих случаях кровь скрепляла завет (К Евреям 9:18; ср. Захария 9:11 и Бытие 15:9-18, где кровь убитых животных скрепила завет Авраама с Богом).

Божественность Христа Иоанн выражает с помощью образов, связанных с кровью. В Крови Христа заключена жизнь от Бога, чего не может быть в обычной человеческой крови. Чтобы иметь вечную жизнь, верующий должен пить Его Кровь (От Иоанна 6:53-54). Когда ученики пытались понять эти слова Христа, Он объяснил, что «дух животворит, плоть не пользует ни мало» (От Иоанна 6:63).

Когда ранние христиане убедились, что искупление достигается через Кровь Христа, а не тельцов и козлов (К Евреям 10:4), некоторые из них решили, возможно на основании Левит 17:10-11, что закон, запрещающий употребление в пищу кровь животных, не имеет больше силы.

Кровь как вино. В Ветхом Завете вино называется выдавленной из винограда «кровью гроздов» (Бытие 49:11). Пророк описывает победоносное Божье войско попирающим своих врагов и пьющим их кровь, как вино (Захария 9:15). Угнетатели напьются своей кровью, как вином. Используя распространенный образ крови как вина, Христос распространяет символику Ветхого Завета на Новый Завет. Полный цикл истории искупления завершается в евхаристии. С заменой в Новом Завете жертвенной крови вином, приношения плодов земли, которые в Ветхом Завете были неэффективными или неприемлемыми (Бытие 4:3-4), становятся напоминанием (От Луки 22:19), что жертва принесена раз и навсегда (К Евреям 10:10).

См. также: ВИНА, ВИНО, ЖЕРТВА, СМЕРТЬ, ЧИСТОТА.