КРОВЛЯ, КРЫША (HOUSETOP) Словарь библейских образов

Для понимания библейского образа кровли необходимо учитывать, что отличительной чертой домов были плоские крыши, на которых совершались повседневные домашние дела. В Моисеевом законе указывалось даже на необходимость устанавливать перила у края крыши для предотвращения несчастных случаев (Вт. 22:8). Кровля использовалась для хозяйственных надобностей (напр., для сушки плодов или белья), для личного времяпровождения, а также для совершения дел, предназначенных для всеобщего обозрения.

Некоторые из дел, совершавшихся на крыше, носили религиозный характер. Иосия сбросил с кровли языческие жертвенники, которые установил на ней Ахаз (4-я Царств 23:12). Иеремия обличал отступническую практику использования крыш для каждения фимиама и возлияний чужим богам (Иеремия 19:13; 32:29). В положительном плане мы видим, как Петр «взошел на верх дома помолиться» и получил видение нечистых животных, спускающихся с неба (Деяния 10:9). Во времена Неемии верующие отмечали праздник кущей, устраивая шалаши на кровлях своих домов (Неемия 8:16).

Кровли были также местом относительного уединения. Читаем, например, что люди поднимались на кровлю для сна (1-я Царств 9:25), или о человеке, сидящем в унынии, «как одинокая птица на кровле» (Псалтирь 101:8). Образ кровли как места уединения выражается в притче, что «лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Пр. 21:9; 25:24). Раав удалось спрятать двух соглядатаев, укрыв их снопами льна на кровле (Иисус Навин 2:6-7).

Вместе с тем, открытая для всеобщего обозрения кровля служила в библейские времена также местом публичных демонстраций. На ней горевали и плакали (Исаия 15:3; Иеремия 48:38). На ней стояли во время публичного представления, когда Самсон обрушил храм Дагона (Книга Судей 16:27). Тот факт, что кровля была местом провозглашения посланий, явствует из предписания Иисуса ученикам «проповедовать на кровлях» то, чему Он учил их тайно (От Матфея 10:27; ср. От Луки 12:3). Когда Авессалом завладел царством Давида и пожелал утвердить свою власть, он поставил на кровле палатку и вошел к наложницам Давида «пред глазами всего Израиля» (2-я Царств 16:22).

Примечательные сцены на кровле памятны всякому читателю Библии: Давид, прогуливающийся на кровле своего дома весной под вечер и увидевший купавшуюся красавицу Вирсавию (2-я Царств 11:2) или друзья расслабленного, раскрывшие кровлю дома, чтобы спустить через нее больного для исцеления Иисусом (От Марка 2:4; От Луки 5:19).

Наконец, есть метафорические образы кровли. Мелкие корни травы, которая росла на некоторых кровлях, делали эту траву символом быстротечности и уязвимости человеческой жизни (4-я Царств 19:26; Псалтирь 128:6). Чтобы подчеркнуть необходимость отказаться от земных интересов, когда предсказанная катастрофа поразит Иудею, Иисус заповедал не спускаться с кровли, чтобы взять что-нибудь из дома (От Матфея 24:17; От Марка 13:15; От Луки 17:31).

См. также: ДОМ.