КРИВИЗНА (CROOKED) Словарь библейских образов

Противопоставление кривого прямому основывается, возможно, на картине палестинских дорог. Топография библейских земель показывает, что главные пути шли либо вдоль горных кряжей и долин, либо по морскому побережью или плоскогорью. Благодаря использованию принудительного труда они за сотни лет стали ровными, прямыми и удобными для передвижения по ним войск, колесниц царских гонцов и процессий (Исаия 40:3; 45:2; 49:11). В противоположность главным путям, второстепенные дороги, связывавшие деревни, были извилистыми и кружными (Книга Судей 5:6). Эти тропы, по которым передвигались пешком или верхом на ослах, изобиловали крутыми поворотами, подъемами и спусками и никогда не были прямыми. При путешествии по кривым, извилистым дорогам требовалось проделывать гораздо более долгий путь по сравнению с расстоянием по прямой линии. Каждый житель Палестины имел представление о таких окольных тропах, и выражение «кривые пути» было ярким и распространенным образом в отношении тех, кто уходил от трудностей, действовал непредсказуемо и не поступал так, как надо (Псалтирь 124:5). «Путь праведных – уклонение от зла» (Пр. 16:17).

Кривое всегда удаляется от прямого. Поэтому во всех случаях, когда в Библии говорится о чем-то кривом, подразумевается уклонение от установки прямоты, основанной на сущности Самого Бога: «Благ и прям Господь» (Псалтирь 24:8 {«праведен»}). Коль скоро прям и праведен Господь, таким же должен быть Его народ. Бог воздал Иову должное как человеку «непорочному, справедливому, богобоязненному и удаляющемуся от зла» (Иов 2:3). Тема прямоты праведных занимает важное место у псалмопевца, который отмечает, что Всевышний «спасает прямых сердцем» (Псалтирь 7:11 {«правых»}), и делает вывод, что «прямым прилично славословить» (Псалтирь 32:1 {«правым»}). Павел подчеркивает, что пресвитеры в церкви должны быть справедливы (К Титу 1:8).

Нечестивцы уклоняются от прямых путей: «Бог сотворил человека прямым, а люди пустились во многие помыслы» (Екклесиаст 7:29 {«правым»}). Они ходят искривленными путями, которые ведут к опустошению и гибели (Исаия 59:7-8). Валаама, сына Восорова, Петр определяет как духовного предка всех, кто, «оставив прямой путь, заблудились» (2-е Петра 2:15; ср. Числа 22:32). Различие между двумя нравственными путями – одна из основных тем Книги Притчей. В словах премудрости «нет ничего искаженного или кривого» (Пр. 8:8 {«нет... коварства и лукавства»}). Мудрость оберегает человека, «дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы» (Пр. 2:12– 15). «Коварное [извращенное] сердце» и «лукавый язык» – два сапога пара (Пр. 17:20). Надо познавать Бога, «и Он направит стези твои» (Пр. 3:6; ср. Исаия 26:7).

Во времена духовной летаргии от прямых Божьих путей могут отходить целые поколения. Моисей сокрушался, что дети Израиля стали «родом строптивым и развращенным» (Вт. 32:5) и что в этом растлении выражалась неблагодарность Богу, Который «праведен и истинен» (Вт. 32:4). Смысл послания в день Пятидесятницы Петр выразил следующими словами: «Спасайтесь от рода сего развращенного» (Деяния 2:40). Павел тоже призывал раннюю церковь не повторять ошибки ее предшественников, а быть «чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода» (К Филиппийцам 2:15). Образ «строптивого рода» напоминает данное Иисусом определение Своих врагов как «порождений ехидниных» (От Матфея 3:7; 12:34; 23:33; От Луки 3:7), связанное с мифологическим представлением о врагах Бога как об извивающемся змее (Исаия 27:1).

Бог праведен, поэтому Он отвергает тех, кто ходит кривыми путями. Давид возносил хвалу Господу за Его различение лукавых и соответствующее к ним отношение (2-я Царств 22:27; Псалтирь 17:27). Избежать Божьего суда не может даже человек, тщательно скрывающий уклонение от пути праведности, ибо «кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Пр. 10:9), а «совращающихся на кривые пути свои» Господь оставляет ходить «с делающими беззаконие» (Псалтирь 124:5).

Екклесиаст воспользовался образом кривых путей для выражения своего трезвого взгляда на жизнь под солнцем и здорового представления о Божьем провидении: «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?» (Екклесиаст 7:13). Богу угодно, чтобы хотя бы что-то было кривым. Лучше смирить перед этим свою волю, чем остаться несмиренным.

Бог поставил Своего Сына Царем, чтобы выпрямить все искривленное. Царь идет по ровному, прямому, а не кривому пути: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (От Луки 3:4-5; ср. Исаия 40:3-4).

См. также: ПРЯМОЕ.

КРИК. См. ШУМ.

КРОВАТЬ. См. ПОСТЕЛЬ.