КОСТИ (BONE) Словарь библейских образов

Евреи знали, что тело держится на костях и что в крепких костях заключена большая физическая сила (Иов 40:13). Строение скелета служило указателем для разделки жертвенных животных, кости которых разбивать было нельзя, и под костями иногда понимались отрубленные части тела (Книга Судей 19:29 {«членам»}) или «куски» мяса (Иезекииль 24:4). Однако в более чем сотне упоминаний о костях имеются в виду, прежде всего, не сами кости как таковые, а кости как выражение сущности человека, как вместилище физического (Иов 20:11; 30:17, 30), психологического (Иезекииль 37:11), духовного (Пр. 3:8) здоровья и даже самой жизни. Человек не может знать «путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной», это выше его понимания (Екклесиаст 11:5).

Другие случаи употребления еврейского слова кость, (ʾesem, дают дополнительное представление о диапазоне его значений. Оно может означать «сущность» или «естество», как, например, в словосочетании (буквальный перевод) «кость небес», то есть «самое небо» (Исход 24:10) или в распространенном идиоматическом выражении «в кости этого дня», то есть «в тот же самый день» (напр., Бытие 7:13). Пользуясь этим образным оборотом, люди говорят о своих костях, имея в виду сокровенные стороны своей жизни, саму сущность своего «я». Чувство боли в костях служит выражением глубоких страданий (напр., Иов 30:17; Псалтирь 6:3) и связывается с непрощенным грехом и Божьим судом (напр., Псалтирь 31:3; 37:4; 50:10; Плач Иеремии 1:13; 3:4).

В словах Адама о Еве как о «кости от костей моих и плоти от плоти моей» (Бытие 2:23) выражается осознание факта, что, в отличие от животных, которым он дал имена, эта новая личность по своей глубинной сути является им самим. В Ветхом Завете слова «кость и плоть» (напр., Книга Судей 9:2; 2-я Царств 5:1; Иов 2:5; От Луки 24:39) имеют тот же смысл, что и современное выражение «плоть и кровь», когда речь идет о родственниках.

В рассказе о том, как безжизненное тело ожило и встало на ноги, коснувшись костей Елисея, подчеркиваются значение и сила, связанные с костями (4-я Царств 13:21; ср. 3-я Царств 13:31). В костях, разлагающихся после смерти в последнюю очередь, сохраняется сущность человеческой личности. Кости – это останки (Амос 6:10; Бытие 50:25; Исход 13:19), символизирующие судьбу, постигшую человека. Кости нечестивых «сыплются... в челюсти преисподней» (Псалтирь 140:7). В поэтических описаниях кости часто изображаются как то, что остается от Божьего народа (Псалтирь 21:15; 30:11; 101:4; Плач Иеремии 1:13; Аввакум 3:16). Показанному Иезекиилем полю сухих костей, как и народу (Иеремия 50:17; Михей 3:2-3), не хватает только Божьего Духа, чтобы вернуться к жизни (Иезекииль 37). Уничтожить кости значит лишить всякой надежды на восстановление (Иезекииль 37:11). Раздробленные кости символизируют полное разрушение (Числа 24:8; Исаия 38:13; Даниил 6:24). В уставе о пасхе запрещалось разбивать кости жертвенного агнца, чтобы сохранялась его внутренняя сущность (Исход 12:46; Числа 9:12). Иоанн, представляя Христа как совершенного Агнца Божьего (От Иоанна 19:33-36), отмечает, что во исполнение ветхозаветного пророчества (Псалтирь 33:21) кости Его не были сокрушены.

К костям как к последним сохраняющимся частям человеческого тела следовало относиться с уважением (Сир. 49:12; 1Мак. 13:25). Сожжение костей имело серьезные последствия (Иезекииль 24:10; Амос 2:1). Иосиф заранее позаботился, чтобы его кости вернулись в обетованную землю (Бытие 50:25; Исход 13:19; К Евреям 11:22). Непогребенные кости считались знаком особого бесчестия (2-я Царств 21:1-15), позором, служившим обычной темой насмешек на поле битвы (1-я Царств 17:44; 3-я Царств 14:11; 16:4; 21:24), и свидетельствовали о Божьем суде (Псалтирь 52:6; Иеремия 8:1-3).

В результате прикосновения к человеческим костям или к могилам, где они были похоронены, человек становился обрядово нечистым (напр., Числа 19:16), поэтому гробницы следовало окрашивать в белый цвет, чтобы от них держались в стороне (От Матфея 23:27). Непогребенные кости оскверняли землю (Иезекииль 39:15). Соприкосновение с человеческими костями лишало жертвенник освящения (3-я Царств 13:2; 4-я Царств 23:14-20; Иезекииль 6:5).

См. также: ПОГРЕБЕНИЕ, СМЕРТЬ, ТЕЛО.

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ (CORNERSTONE)

Краеугольный камень – первый и основополагающий камень, на котором в древности возводилось все строение. В библейском словаре, связанном со строительством, нет более выразительного образа, чем краеугольный камень, представляющий собой основание всей постройки, условие, от которого зависит ее структурное единство. Уже в перечислении Божьих творческих дел в Иов 38:6 голос Господа из бури вопросил: «Кто положил краеугольный камень?».

Доминирующее положение в библейской символике занимает мессианское значение этого образа. В первом его появлении выражается одобрение действий царя Израиля: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Псалтирь 117:22). Хотя точный смысл этого отрывка не вполне ясен, в Таргуме (арамейском пересказе Ветхого Завета) заслуга явно приписывается царю: «Молодой человек, покинутый строителями, принадлежал к сынам Иессея и по достоинству получил царство и владычество». Считается, что это относится к Давиду (ср. Таргум на Псалтирь 117:23-26).

Указывающая на Давида интерпретация в Таргуме помогает, возможно, понять, почему Иисус использовал этот отрывок в притче о виноградарях (От Марка 12:1-12). По аналогии с отвержением злыми виноградарями (правящими священниками) сына (Иисуса) хозяина виноградника (Бога), «камень» (Иисус, истинный Царь Израиля), отвергнутый «строителями» (правящими священниками), станет краеугольным камнем (основанием восстановленного Божьего народа) и основанием нового сообщества веры (ср. Деяния 4:10-11; 1-е Петра 2:4-5). Суть заключается в понимании «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (К Ефесянам 2:20) метафорического храма, состоящего из верующих.

Дополнительный смысл образ краеугольного камня приобретает в ссылках Исаии на «скалу соблазна» и «камень основания» (Исаия 8:14; 28:16). В сочетании этих стихов Исаии и упомянутого выше Псалтирь 117:22 (ср. 1-е Петра 2:4-10) находят выражение понимание веры ранней церковью и ее зарождавшаяся христология: для верующего Иисус Христос – испытанный, драгоценный и утвержденный камень основания, а для неверующего – камень преткновения.

См. также: КАМЕНЬ, ОСНОВА, ПРЕТКНОВЕНИЕ, ХРАМ.

Библиография:

F.F.Bruce, «New Wine in Old Wine Skins: III.The Corner Stone», ExpT 84 (1972–1973) 231–235;

J. D. M. Derrett, «The Stone That the Builders Rejected» /Studia Evangelica IV, ed. F. L. Cross (TU 102; Berlin: Akademie, 1968) 180–186.