КОЛОДЕЦ (WELL) Словарь библейских образов

Колодцы в Библии следует воспринимать в контексте засушливости земли. В таком климате, в данной географической области, вода необходима для жизни и ее мало. Таким образом, колодец становится символом жизни и ценности. Помимо этого, так как колодцев было мало (возможно, но одному на селение), рядом с ними собирались и общались люди. Для Библии характерна «типичная сцена»: путешествующий мужчина (или его представитель) встречает будущую невесту у колодца (см. ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА).

Физические колодцы. На физическом уровне колодец означал жизнь для аграрного общества Ветхого Завета. Выкопанный людьми, он символизировал сопротивление цивилизации силам природы (Бытие 26:15-32; Числа 21:18). Как источник жизни, колодец был ценным имуществом, за обладание которым боролись племена (Бытие 26:15-32). Некоторые колодцы были так знамениты, что и во времена Иисуса колодец в Самарии был известен как «колодец Иакова» (От Иоанна 4:6).

Хотя люди ходили к колодцу за водой для питья и омовений (Бытие 24:11; 2-я Царств 23:15-16), еще чаще в Ветхом Завете упоминается о стадах, собравшихся у колодца для водопоя (Бытие 29:3; Исход 2:16-17; От Иоанна 4:12). Иногда колодец закрывали большим камнем, откатить который могли только несколько пастухов вместе, чтобы никто не взял воды больше других (Бытие 29:10).

Метафорические колодцы. На основании животворных качеств физических колодцев, колодец в Библии является также метафорой. Например, духовное отдохновение паломников в Иерусалиме описывается как превращение сухой долины плача в долину «источников» (Псалтирь 83:7), или «колодцев» (KJV). Не менее выразительна радостная картина черпания воды «из источников спасения» у Исаии (Исаия 12:3). Здесь вода, дающая жизнь, становится символом спасения.

В Библии есть и другие примеры метафорического использования образа колодца. Развивая метафору сада, показывающую, как ценит возлюбленный свою невесту, автор Песни песней называет невесту «садовым источником – колодезем живых вод» (Песни Песней 4:15). Образ источника или колодца – любимый архетип учителей премудрости. В Притчах колодец становится символом характера человека. Положительное значение образа явно видно: «Уста праведника – источник жизни» (Пр. 10:11). В отрицательном плане «праведник, падающий пред нечестивым», сравнивается с «возмущенным источником и поврежденным родником» (Пр. 25:26), а обольстительница похожа на «тесный колодезь» (Пр. 23:27). У пророков высохший колодец означает надвигающийся Божий суд (Осия 13:15), и Иеремия делает парадоксальное заявление: «Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло» (Иеремия 6:7).

Иисус у колодца. В последней библейской истории о колодце (От Иоанна 4:1-42) подводятся итоги всего спектра употреблений образа колодца в Библии. В духовном варианте истории о встрече суженой у колодца Иисус встречает самарянку, типичного изгоя. Она приходит к колодцу днем, чтобы не встречаться с собирающимся у колодца обществом. Беседуя с самарянкой за стенами ее города, Иисус придает образу колодца новое значение. По мере развития рассказа нам напоминают о политическом, общественном и историческом значении колодцев – Иоанн упоминает, что этот колодец был колодцем Иакова (От Иоанна 4:6). Гордость поколений воплощена во владении самарян колодцем (От Иоанна 4:12). Во-вторых, Иисус приходит как усталый путник, жаждущий отдыха (От Иоанна 4:6), как делали до Него Елиезер, Иаков и Моисей (подобно Моисею, Иисус находится во враждебной земле). Экономическое значение колодца очевидно: он так глубок, что для извлечения воды необходимы специальные приспособления (От Иоанна 4:11), и, когда возникает перспектива не ходить каждый день за водой, женщина радуется возможности освободиться от этой тяжелой работы (От Иоанна 4:15).

Елиезер, Иаков и Моисей нашли у колодца жен, но Иисус ищет другую невесту – тех, кто будет «поклоняться Отцу в духе и истине» (От Иоанна 4:23). После беседы о неверности женщины Иисус открывает, что Он – Тот, Кого она ждала: Жених-Мессия, что «возвестит нам все» (От Иоанна 4:25). Иисус превращает также дающий воду колодец в полноценный символ спасения. В итоге, в последней библейской сцене у колодца Иисус использует традиционные символы возможности и благословения, превращая их в метафору искупления. Нам напоминают, как воплощение изменяет повседневную жизнь.

См. также: ВОДА, ВОДОЕМ, ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА, ИСТОЧНИКИ ВОДЫ.

КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ. См. ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ.