КОЛЕСНИЦА (CHARIOT) Словарь библейских образов

В Библии среди примерно 150 упоминаний о колесницах выделяются три их вида: царские колесницы, боевые колесницы и Божья колесница. Колесницы использовались в войнах, на охоте, в шествиях и для путешествий. Боевые колесницы представляли собой мобильные платформы, с которых на пехоту противника обрушивался град стрел для подавления ее сопротивления. Если колесница останавливалась, с нее можно было метать копья или колоть ими врага. Колесницы использовались также для охвата противника с фланга или его преследования. На охоте зверя гнали на колеснице, если позволяли условия местности. В Египте фараон и его семья в праздничные дни ездили в храм на колесницах. В нескольких местах упоминается о путешествиях на колесницах (напр., 4-я Царств 5:9), но совершать дальние поездки на них было неудобно и утомительно, так как места для сидения не хватало.

Боевые колесницы изображаются по-разному. В образе «железных колесниц» выражалась идея о материальной мощи, указывавшей на военное превосходство, – на равнине они были непреодолимой силой (Иисус Навин 17:16,18; Книга Судей 1:19; 4:3, 13). Мы читаем также о шуме, производившимся колесницами в бою (Книга Судей 5:28). В целом в рассказах о боевых колесницах рисуется картина огромной военной мощи – ударной и устрашающей силы на поле боя.

Однако колесницы далеко не всегда обеспечивали успех в битве, и в нескольких известных рассказах поражение связывается именно с колесницами. Колесницы становились неэффективными, когда увязали в воде или грязи (Исход 14:25; Книга Судей 45). Колесница Ахава стала местом его смерти, когда он переоделся в тщетной попытке обмануть пророчество (см. ПОПЫТКИ ОТМЕНИТЬ ПРОРОЧЕСТВО) и был поражен случайно выпущенной стрелой (3-я Царств 22). Боевые колесницы Иорама и Охозии стали их катафалками (4-я Царств 9:24-26,28). Подрезание поджилок коней и сожжение колесниц символизировало окончательное разоружение поверженного противника (Иисус Навин 11:6; ср. 2-я Царств 8:4). Рисуя картину прекращения Богом человеческих войн, псалмопевец показывает Его сжигающим колесницы (Псалтирь 45:10).

Даже боевые колесницы ассоциировались обычно с образом царя. В количестве коней для колесниц выражалось могущество царя (2-я Царств 8:4; 3-я Царств 4:26; 10:26–29). В том же качестве показателя богатства и силы царя колесницы могли служить образом эксплуатации народа царем, который заставлял молодых людей обслуживать свою военную машину (1-я Царств 8:11-12). Образ колесницы как символа занимаемого положения нашел выражение в стремлении Авессалома завести себе «колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов» (2-я Царств 15:1).

В других местах образ колесницы служит показателем быстроты передвижения. Скоростью езды на колеснице славился Ииуй; он мчался на ней «стремительно» (4-я Царств 9:20), чтобы привести в исполнение Божий суд над Иорамом (4-я Царств 9). Иногда колесницей пользовались, чтобы побыстрее скрыться или избежать опасности (3-я Царств 12:18; 18:44).

Важное место в библейской символике занимает колесница Бога как Небесного Воителя. Своей колесницей Бог делает облака – эта метафора основывается на подобии быстрого горизонтального передвижения колесниц и облаков (Псалтирь 103:3). В видении Иезекииля Божий престол поддерживается крылатыми животными и колесами колесницы, совместные усилия которых образуют конструкцию, не только летающую в небе, но и передвигающуюся по земле (Иезекииль 1:4-28). Видение Иезекииля основывается на нескольких образах: бури, херувима, престола и небесной колесницы (ср. Наум 1:3; Псалтирь 17:8-16). Такое представление не было чуждо древним: на ассирийском рельефе в Малатье изображена богиня на престоле, который поддерживается состоящими из неоднородных частей крылатыми существами, сидящими на спине шагающего льва (ANEP §537).

Образ передвижного Божьего престола Иезекииль строит на библейском представлении о Боге. У его животных лица человека, льва, тельца и орла, и в этом отражается полновластие Бога над всеми сферами творения. Ободья колес полны глаз, что еще больше усиливает впечатление Божьей вездесущности, выраженной в образе четырех лиц. Глаза на колесах колесницы служат самостоятельной метафорой Божьей вездесущности, как и «очи Господа, которые объемлют взором всю землю» в Захария 4:10 (ср. Откровение 5:6).

Образ божественной колесницы встречается и в других местах. Илия был взят на небо «колесницей огненной», запряженной «конями огненными» (4-я Царств 2:11-12). Когда Бог открыл глаза слуге Елисея, тот увидел, что вся гора у Дофаима «наполнена конями и колесницами огненными» (4-я Царств 6:17). Над ковчегом завета в храме стояла «колесница с золотыми херувимами, распростирающими крылья и покрывающими ковчег» (1-я Паралипоменон 28:18). В Захария 6 от присутствия Бога для совершения суда выходят четыре колесницы, запряженные конями разной масти.

В Новом Завете образ колесницы встречается три раза. Филипп свидетельствовал евнуху-ефиоплянину, сидевшему в царской колеснице (Деяния 8:28-38). Из рассказа следует, что в колеснице могли поместиться, по крайней мере, три человека: кучер (Деяния 8:38), евнух-ефиоплянин (Деяния 8:28) и Филипп (Деяния 8:31). Евнух был придворным эфиопской царицы Кандакии, так что и в этом случае колесница ассоциируется с царем и его свитой. В видениях Откровения шум крыльев ужасной саранчи изображается «как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну» (Откровение 9:9), а сами колесницы фигурируют в перечне свидетельств торговой мощи Вавилона (Откровение 18:13).

См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ.

Библиография:

Y.Yadin, The Art of Warfare in Biblical Lands (London: Weidenfield and Nicolson, 1963).