КОВЧЕГ ЗАВЕТА (ARK OF THE COVENANT) Словарь библейских образов

Ковчег завета представлял собой деревянный ящик, покрытый золотом и снабженный кольцами, в которые вставлялись шесты для переноски. Он был сделан из дорогого дерева ситтим, золото тоже было, естественно, драгоценным металлом. Размеры ковчега не были, однако, впечатляющими: всего примерно три и три четверти фута (около 1,1 м) в длину и два с четвертью фута (около 0,7 м) в ширину и высоту (Исход 25:10-22).

Ковчег служил просто хранилищем святых предметов. Разные наименования ковчега, «ковчег завета» (напр., Иисус Навин 3:11) и «ковчег откровения» (напр., Исход 25:16) {«положен в ковчег откровение»}, отражали факт, что в нем находились каменные скрижали с десятью заповедями (Вт. 10:1–5). Другими примечательными вещами, хранившимися в ковчеге, были сосуд с манной из пустыни и расцветший жезл Аарона (К Евреям 9:4-5; см. ЖЕЗЛ ААРОНА).

Несмотря на небольшие размеры, это вместилище в виде ящика было одним из наиболее мощных образов Божьего присутствия в ранний ветхозаветный период. Ковчег был сделан из тех же материалов (дерево ситтим и чистое золото), которые использовались при возведении скинии, символического Божьего дома на земле. Ковчег был неотъемлемой частью скинии и располагался в святилище (Исход 40:3). В скинии ковчег ассоциировался с престолом или с его подножием (4-я Царств 19:15). Над ковчегом помещались два херувима с распростертыми крыльями и потупленным взглядом. Бог виделся сидящим на их крыльях. Ковчег символизировал само Божье присутствие на земле.

Учитывая небольшие его размеры, ковчег можно было переносить с помощью шестов. Таким образом, в истории раннего Израиля ковчег выполнял две важные функции. Во время странствия по пустыне, когда народ Божий находился в постоянном движении, скиния была разборной, и при ее перемещении впереди несли ковчег, символизировавший Божье водительство колен, направлявшихся к земле обетованной (Числа 10:35-36). Эта роль ковчега тесно связана со второй его функцией. Ковчег часто брали с собой на битву с вражескими войсками. Он указывал на присутствие в рядах израильской армии Небесного Воителя. Хорошо известная битва при Иерихоне – один из наиболее ярких примеров того, как ковчег символизировал Божье присутствие и Его силу среди воинов Израиля (Иисус Навин 6).

В более поздней израильской литературе о ковчеге упоминается редко, на основании чего высказывается мнение, что ковчег был захвачен и уничтожен вскоре после царствования Соломона (возможно, во время нашествия Сусакима; ср. 3-я Царств 14:25-29). Однако о ковчеге дважды говорится в Новом Завете. В К Евреям 9:4-5 ковчег упоминается при описании ветхозаветных обрядов, нашедших наивысшее выражение в Иисусе Христе. Нужды в скинии или в ковчеге больше нет, поскольку Иисус Христос «обитает» с нами (От Иоанна 1:14) и выражает само присутствие Бога. В Откровение 11:15-19 показаны события, связанные с гласом седьмой трубы. Наступило время «судить мертвых» (Откровение 11:18). В решающий момент появляется небесный храм Божий и вместе с ним ковчег завета, боевое знамя Божье. Это видение сопровождается картинами природных катаклизмов, связанных с выходом на сцену Небесного Воителя.

См. также: НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, СКИНИЯ.

Библиография:

C.L.Seow, «Ark of the Covenant», ABD 1:386–93;

M.H. Woudstra, The Ark of the Covenant from the Conquest to Kingship (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1965).