КАМЕНЬ (STONE) Словарь библейских образов

Нет ничего более безжизненного, чем камень. Однако отдельный камень, выставленный на видном месте, может нести некое послание и быть почти что одушевленным. Так, камень Иисуса Навина в Сихеме «слышал все слова Господа... он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред Богом вашим» (Иисус Навин 24:27). Камни выступают как свидетели и в других местах. Заключается завет, съедается жертвенная пища, и камни становятся свидетелями (Бытие 31:44-54). Археологи нашли несколько каменных кругов (некоторые с изображениями глаз или рук), которые почти несомненно свидетельствовали о заветах или других религиозных обрядах.

Образ камня прежде всего передает понятие безжизненности. Когда Моисей получил десять заповедей, они были написаны на каменных скрижалях, что показалось пророкам более поздних поколений символом ожесточенных, не желающих реагировать сердец: «И возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иезекииль 36:26; см. также Иеремия 31:33). Павел говорит о контрасте между «служением смертоносным буквам, начертанным на камнях, и великой славой служения в Духе преображающем жизнь» (2-е Коринфянам 3:7-8).

Прочные и тяжелые камни – мощная разрушительная сила, если подтолкнуть их. Камень «без содействия рук» ударяет по ногам статуи во сне Навуходоносора, сокрушая золотой, серебряный и другие слои, символизирующие мировые империи. Этот сверхъестественный камень растет, наполняя землю; это несокрушимое Божье Царство (Даниил 2:34-44). Камень этот устоит, хотя все мировые царства падут и никогда больше не возвысятся. Именно по причине неизменности и долговечности, Иаков называет Бога Скалой (Бытие 49:24 {«твердыня Израилева»}).

То, что сатана искушал Иисуса превратить камни пустыни в хлеб, не случайно. Искушения сатаны связаны с тем, что кажется привлекательным. Но Богу не нужны «хлеб и зрелища», чтобы найти последователей. Не случайно храм Господа был построен из камня, облицованного дорогим материалом (3-я Царств 5:17), ведь камень был более прочным материалом, чем кирпич. Храм должен был символизировать истину: Бог с нами, – и в самом деле Господь сказал Соломону при освящении храма: «Будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3-я Царств 9:3).

Но эта уникальная привилегия была связана с устрашающей Божьей святостью. Если люди отвернутся от своего Господа, Израиль будет изгнан со своей земли и храм превратится в груду развалин (3-я Царств 9:6-9). Исаия понимал, что скоро эта угроза осуществится: «Господа Саваофа – Его чтите свято... И будет Он освящением и камнем преткновения» (Исаия 8:13-14). Бог становится и святилищем, и камнем преткновения, в зависимости от отклика людей на Его святость. Те, кто пребудет во Всевышнем, увидят, что Его ангелы уберегут их от падения (Псалтирь 90:11-12; От Матфея 4:6). Более того, Божий замысел, касающийся Иерусалима, исполнится, несмотря на интриги вождей Израиля (Исаия 28:14).

Будущий Божий замысел, явленный Исаии, предполагал заложить в Сионе «камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Исаия 28:16) и использовать строителей справедливости и правды. Краеугольный камень здесь является частью фундамента, в то время как в других контекстах он может быть замыкающим камнем свода (Захария 4:7,9). В Новом Завете это выражение используется в обоих значениях. Как краеугольный камень свода, встав на место, доказывал, что указания архитектора были выполнены в точности, так было и в случае со служением Христа, «живого камня» (1-е Петра 2:4). Петр цитирует Псалтирь 117:22: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла» (1-е Петра 2:7), а также Исаия 8:14. Первые христиане связали между собой эти отрывки, потому что они указывают на Иисуса как на Мессию, предсказанного в Писании (см. Деяния 4:11): их Мессия вызвал раскол и был отвергнут многими, однако это было предсказано. Сам Иисус применял к Себе Псалтирь 117:22, к словам которого прибавлял ссылку на камень из Даниил 2:34: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (От Луки 20:17-18). Эта устрашающая картина суда, описанная Иисусом, встречается только в евангелиях.

Павел соединяет Исаия 28:16 и Исаия 8:14 для объяснения, почему Израилю не удалось принять праведность через веру; они споткнулись, в то время как язычники поверили (К Римлянам 9:33). В К Ефесянам 2:20-21 Павел прибегает к метафоре строительства храма в своем знаменитом описании церкви, созданной из верующих, утвержденных «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (К Ефесянам 2:20-21).

В Неемия 4:2 Санаваллат спрашивает, говоря о попытке вернувшихся из изгнания иудеев восстановить иерусалимскую стену: «Неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?». Эта метафора представляет интерес, если вспомнить о словах Петра, утверждающего, что отдельные верующие – «как живые камни» (1-е Петра 2:5). Возможно, размышляя о своем имени, он убедился, что не только он, называемый Петром, является камнем. Наконец, следует упомянуть, что мотив камней объединяет историю Иакова в повествовании Книги Бытие, отражая важные грани жизни и личности этого героя.

См. также: КИРПИЧИ, КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ, ПРЕТКНОВЕНИЕ, ПОБИЕНИЕ КАМНЯМИ, СКАЛА, СОЗИДАНИЕ.