ИСТОЧНИКИ ВОДЫ (SPRINGS OF WATER) Словарь библейских образов

Вода на Среднем Востоке драгоценна, и большая ее часть берется из природных родников или источников. Образ источников в Библии по значению сходен с образами рек и воды, но источник вызывает больше ассоциаций, это «живая» вода, синонимичная поддержанию и восстановлению жизни. Как постоянный поток воды, источник воплощает принцип естественного поддержания жизни, обильного и непрекращающегося. Источники в Библии практически всегда имеют положительное значение и упоминаются около пятидесяти раз (так как колодцы часто располагались на месте источников, в некоторых современных переводах слово источник часто передается как колодец). Во многих из процитированных ниже отрывков Бог показан как Личность, обладающая могуществом создавать и осушать источники воды.

Образ источника воды неразрывно связан с географией и климатом Святой Земли. Так как осадков выпадает недостаточно, подземные источники там особенно ценятся. Вряд ли Моисей мог дать более благоприятное описание земли обетованной, чем следующее: «Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор» (Вт. 8:7). В Псалтирь 103, одном из наиболее замечательных описаний естественной заботы Бога о людях в Библии, говорится, что Бог «послал источники в долины» (Псалтирь 103:10).

Некоторые из свойств источников, упоминаемых в Библии, связаны с особенностями топографии Палестины. Часто источники встречаются в пустыне (Бытие 36:24; Псалтирь 83:7; 106:35; Исаия 35:7; 41:18; 43:19). Источники нередко располагаются в пустынных оазисах, где путешественники могут отдохнуть или даже спастись (Бытие 16:7; Исход 15:27; Числа 33:9). В сухом климате водные источники неразрывно связаны с растительностью, которой в случае их отсутствия не было бы (Бытие 49:22; Исаия 44:18). Сады также связаны с источниками (Исаия 58:11; 61:11). Значение источников в Библии заключается еще в том, что рядом с ними располагались колодцы (Бытие 24:13,16,29,4243,45; 26:19).

В сравнении с колодцами и водоемами, источники имеют то преимущество, что вода в них постоянно находится в движении. Это не просто вода, но обилие воды. В воображении автора псалма источники связаны с потоками (Псалтирь 73:15). В Пр. 8:24 основное качество источников в том, что они – «обильные водою», а Исаия говорит об «источнике, которого воды никогда не иссякают» (Исаия 58:11).

На основании всего этого нетрудно понять, почему источники так высоко ценились в библейском мире. В Иисус Навин 15:18-19 дочь Халева просит отдать ей в приданое несколько источников, называя их благословением. В сухом климате источники имели такое значение, что на них ссылались как на важные географические пункты (Иисус Навин 15:9; 18:15; Книга Судей 7:1).

Некоторые особенности образа источников в Библии скорее скрыты, чем очевидны, и частью основаны на древней космологии. Евреи считали, что источники и ручьи питают океаны (Бытие 7:11; 8:2; Иов 38:16 {«глубину моря» = источники моря}). Хотя река, вытекающая из Едемского сада, не названа источником, она похожа на исток, позже разделяющийся на четыре реки (Бытие 2:10-14). С этим образом перекликается образ источника, вытекающего из храма и превращающегося в разветвленную реку, у Иезекииля (Иезекииль 47:1-2,12).

Хотя в большинстве случаев значение образа источника положительно, есть и негативные моменты. Так как воды было мало, угроза загрязнения источников и колодцев была очень серьезной (Левит 11:35-36; 4-я Царств 2:19-22). Устройство плотин на реках было военной уловкой, призванной причинить вред врагу (4-я Царств 3:19,25; 2-я Паралипоменон 32:3-4). Божий суд включает в себя использование источников для создания потопа (Бытие 7:11; 8:2), осушение источников (Иеремия 51:36; Осия 13:15), а также осквернение и загрязнение их (Откровение 8:10-11; 16:4).

Символическое значение источников разнообразно и основано на их физических свойствах, перечисленных выше. Человеческая развращенность изображается как загрязненный, оскверненный или высохший источник (Пр. 25:26; Иеремия 2:13; Иакова 3:10-12; 2-е Петра 2:17). В положительном же отношении говорится, что «истина возникнет из земли» (Псалтирь 84:12). В псалме, восхваляющем Сион и полном патриотического чувства, основное восхваление звучит так: «Все источники мои в Тебе» (Псалтирь 86:7). «Источники жизни», метафора для обозначения внутренней сущности человека и ее проявлений, исходят из сердца (Пр. 4:23). Сексуальное желание мужа подобно источнику воды, который должен оставаться частной собственностью его жены (Пр. 5:16). Глаза возлюбленного – «как голуби при потоках вод» (Песни Песней 5:12). Целомудренная невеста – запертый сад, внутри которого находится «заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песни Песней 4:12).

Символическое значение источника воды достигает кульминации в картинах спасения. Согласно апокалиптическим видениям Ветхого Завета, в грядущем мессианском веке духовные источники воды появятся в пустыне (Исаия 43:19) и приведут туда искупленных (Исаия 49:10), да и сами искупленные, как отмечено выше, будут «как источник, которого воды никогда не иссякают» (Исаия 58:11). Эти пророчества находят исполнение в новозаветных упоминаниях о воде спасения, которая становится в людях «источником воды, текущей в жизнь вечную» (От Иоанна 4:14), «живыми источниками вод», которыми наслаждаются прославленные святые на небесах (Откровение 7:17). Спасение, которое Христос предлагает жаждущим людям, – дар «от источника воды живой» (Откровение 21:6).

См. также: ВОДА, ВОДОЕМ, ИСТОЧНИК, КОЛОДЕЦ, РЕКА, РУЧЕЙ.