ИСТОРИИ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ (ESCAPE, STORIES OF) Словарь библейских образов

В Библии содержится свыше сотни рассказов и упоминаний об избавлении и примерно такое же число историй о «бегстве». Тем самым в ней показан мир, в котором люди живут с осознанием необходимости избегать целого ряда опасных ситуаций, как физических, так и духовных. Темы избавления и освобождения тесно связаны между собой и часто пересекаются, но если освобождение предполагает обычно оказание помощи со стороны, то под избавлением подразумевается просто опыт, пережитый человеком или народом. Первое в Библии избавление испытали Ной и его семья, избежавшие смертоносного потопа.

Иногда избавление получают люди, которых преследует чувство вины и которые вынуждены бежать от последствий собственного неразумного выбора. Лот избежал гибели в природном катаклизме, когда ангелы увели его из Содома, куда он отправился в результате собственного выбора, сделанного под влиянием пристрастия к земным благам (Бытие 19). Иаков убежал от своего брата Исава, когда обманул его и тем самым навлек на себя смертельную опасность. В аналогичную ситуацию попал Моисей, когда ему пришлось бежать из Египта после убийства надсмотрщика. Иона избежал смерти в море, когда Бог послал кита, чтобы спасти пророка после проявленной им непокорности.

Чаще, однако, люди получают избавление в результате героических действий – два лазутчика ускользнули из Иерихона, где их прятала Раав, Аод скрылся из дворца Еглона после искусно совершенного убийства, Давид спасался от параноика Саула. Опасности часто избегают ловкие и сильные. Самсон принадлежал ко второй категории – он ночью унес городские ворота Газы (Книга Судей 16:1-3). В другом случае опасности избежал единственный спасшийся от бедствия свидетель, пришедший предупредить о несчастьи (Иов 1:13-19).

Но избавления отдельных людей кажутся мелкими и незначительными в сравнении с великим ветхозаветным избавлением – исходом израильтян из Египта. Здесь присутствуют моменты неопределенности и опасности, характерные для лучших образцов рассказов об избавлении – напряженные и враждебные отношения, ночная подготовка к побегу (сопровождающаяся повергающей в трепет религиозной церемонией), ожидание слова, с которого начнется избавление, поспешное бегство, когда египтяне узнали о смертоносном бедствии, и чудесное освобождение, когда народ окончательно порвал с Египтом, оказавшись на другой стороне моря.

Новозаветные рассказы об избавлении столь же драматичны, и в них обычно участвуют Христос или Его последователи, избавляющиеся от рук гонителей. Иосиф и Мария сорвали замысел Ирода убить Иисуса. Иисус уклонился от врагов, приготовившихся побить Его камнями (От Иоанна 10:31-39), Петр убежал из темницы (Деяния 12:6-11), Павел расстроил заговор с целью убить его (Деяния 23:12-35) и избежал смерти в море (Деяния 27:27-44). В ужасном апокалиптическом видении, показанном в Откровение 12:1-6, Христос избежал козней сатаны, вознесшись на небо, и церковь тоже убереглась от его происков, убежав в пустыню.

Будучи конкретным жанром повествовательной литературы, тема избавления, тем не менее, присутствует в библейской лирической поэзии и литературе мудрости. Псалмопевец возносит хвалу Богу, во власти Которого «врата [евр. «избавление»] смерти» (Псалтирь 67:21), и говорит, что душа сообщества верующих «избавилась, как птица, из сети ловящих» (Псалтирь 123:7). В ветхозаветных притчах находит косвенное выражение задача освобождения человека из ловушек, в которые он попадает в результате нравственного и духовного небрежения. Например: «Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды» (Пр. 12:13), или: «добрый пред Богом спасется» из сетей женщины, «а грешник уловлен будет ею» (Екклесиаст 7:26).

Библейские рассказы об избавлении людей как будто бы указывают путь к великому избавлению – искуплению грехов. В Новом Завете мы читаем о том, как «освободиться от сети диавола» (2-е Тимофею 2:26), и о невозможности избавления, «вознерадевши о толиком спасении» (К Евреям 2:3; см. также К Евреям 12:25). Автор 2Петра тоже пишет о необходимости «удаления от господствующего в мире растления» (2-е Петра 1:4) и о тех, кто « избежали скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2-е Петра 2:20).

См. также: ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, ИЗБАВЛЕНИЕ, ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД, ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И БЕГСТВО, ТЕМНИЦА.