ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ (ATONEMENT) Словарь библейских образов

Английское слово atonement («искупление») образовано от двух слов «at onement», обозначающих единение и согласие двух лиц. Такое искупление предполагает наличие двух отчужденных друг от друга сторон, соединяющихся в состояние полной гармонии. Богословский смысл заключается в примирении Бога с Его падшим творением, прежде всего с греховными человеческими существами. Тем самым искупление становится решением главной проблемы рода человеческого – его отчуждения от Бога в результате грехопадения Адама и Евы. Эта основная мысль Библии находит выражение в целом ряде образов.

Образы жертвоприношений в Ветхом Завете. В ветхозаветной символике, связанной с искуплением, видное место занимали образы приносимых в жертву животных, особенно когда речь шла о жертвоприношениях с пролитием крови, основанных на принципе, что «все почти по закону [Ветхого Завета] очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (К Евреям 9:22). В ветхозаветных законах существовало несколько вариаций на эту тему. Тем не менее образ искупительной жертвы можно в целом свести к следующему представлению: человеческие грехи оскорбляют святость Творца и влекут за собой смертный приговор, которого можно избежать только путем замещения их жертвоприношением. Благодаря пролитию жертвенной крови грешники могут получить Божье благословение вместо Его осуждения.

С самых ранних времен человеческой истории жертвоприношения животных имели целью искупление в смысле восстановления отношений между Богом и греховным носителем Его образа. Некоторые истолкователи видят символ жертвенной крови даже в шкурах животных, которые Бог дал Адаму и Еве (Бытие 3:21). Значение жертвоприношения животных ясно показано в делах Авеля (Бытие 4:2-4; ср. К Евреям 11:4), Ноя (Бытие 8:20) и патриархов (Бытие 13:18; 26:25; 33:20; 35:7), хотя до Моисея смысл жертвоприношения животных особенно не раскрывался. Вместе с тем, один из ключей для понимания сути вопроса мы видим за пределами Пятикнижия в ретроспективном рассказе в Иов 1:5. В нем Иов приносит жертвы за своих детей, дабы уберечь их от Божьего суда за грехи. То есть жертвоприношения животных изображены как способ искупления для получения Божьей милости для грешников.

В Моисеевом законе символика жертвенного искупления значительно расширяется. На первую пасху (Исход 12:1-30) кровь жертвенных агнцев на косяках дверей израильтян защищала верных от суда и смерти. Домам, на которых Ангел Господен видел кровь, Он не причинял никакого вреда. В Левит 17 описаны обряды жертвоприношений, которые должны были совершаться в скинии. Подробные указания, касающиеся принесения жертвы всесожжения (Левит 1:1-17), жертвы повинности (Левит 5:14-6) и жертвы за грех (Левит 4:1-5), указывают на первоочередное значение, которое придавалось проблеме греха пред святым Богом Израиля. Люди не могли приближаться к Богу, сидящему на престоле, не следуя определенным установленным правилам и без принесения соответствующих жертв.

Наиболее ясное выражение символика искупительной жертвы нашла в установлениях, касающихся дня очищения (Левит 16:1-34; 23:27–32; ср. К Евреям 9:7-12). На десятый день седьмого месяца тишри предписывалась целая серия обрядов для искупления грехов всего народа. Сам жертвенный ритуал состоял из трех основных этапов (Левит 16:11-22):

Во-первых, Аарон приносил жертву за себя и за свой дом, чтобы получить возможность продолжить церемонию, не опасаясь суда (Левит 16:11-14).

Во-вторых, он приносил козла в жертву за грех народа Израиля (Левит 16:15-19).

В-третьих, Аарон возлагал руки на второго козла (козла отпущения) и отправлял его умирать за пределы стана (Левит 16:20-22).

Все эти действия и связанные с ними ритуалы имели важный символический смысл, в котором отражались разные аспекты образа искупления. Использование двух козлов ясно указывало на две стороны искупления. Первый козел приносился в жертву, и его кровью окроплялась крышка ковчега завета (или «очистилище», Левит 16:15,27). В этом действии символизировалась божественная сторона искупления: Божья святая праведность получала удовлетворение благодаря покропленной пред Ним крови. Второй козел символизировал человеческую сторону искупления. Руками Аарона на него переносились грехи народа. Затем он отводился за пределы стана, чтобы понести «на себе все беззакония их» (Левит 16:21-22). Благодаря этому переносу народ очищался от осквернения грехом.

Эта двойная символика помогает решению давнего богословского спора, касающегося смысла образа искупления. Две точки зрения на искупление находят выражение в понятиях очищение и умилостивление. В представлении об искуплении как об очищении жертвоприношение рассматривается, в первую очередь, как средство освобождения людей от греха и осквернения им. В понимании же искупления как умилостивления целью жертвоприношения является умиротворение Божьего гнева. Символика двух козлов показывает, что важное значение в образе искупления имеют оба эти понятия. Ветхозаветная система жертвоприношений предстает как Божий план обеспечения справедливого Божьего суда и, в то же время, снятия вины за грех с тех, за кого приносятся жертвы.

Важно отметить, что ветхозаветная символика искупления требовала не только совершения обрядов. К сожалению, как показывают ветхозаветные рассказы, израильтяне время от времени сводили символы искупления к чисто внешнему проявлению, как будто простое принесение жертв могло обеспечить им искупление. Однако ветхозаветные пророки дают ясно понять, что жертвоприношения бесполезны без искреннего покаяния и веры. Более того, принесение жертв без выражения подлинной внутренней преданности лишь навлекает Божий суд. Например, Исаия пишет о недовольстве Бога: «К чему Мне множество жертв ваших?., крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу... Не носите больше даров тщетных» (Исаия 1:11,13). Примерно так же реагируют на лицемерие Израиля и другие пророки (напр., Амос 4:4-5; Иеремия 7:21). Коротко говоря, обряды жертвоприношений искупают тех, кто искренне отворачивается от греха и смиряется пред Богом. Только такое внутреннее чистосердечие, сопровождающее принесение жертвы, приводит к примирению между Богом и греховным человеком.

По ходу развития ветхозаветного рассказа становится ясно, что система жертвоприношений животных выглядит неадекватной. Возвещая о предстоящем суде над Израилем и его пленении, пророки в то же время провозглашали появление на горизонте более совершенного пути искупления. Возрождение Божьего народа после плена совершится благодаря не жертве животного, а человеческой жертве. Наиболее ясное выражение эта надежда получила в Исаия 52:13-53. Исаия пишет о «рабе» Божьем (Исаия 52:13), сыне Давидовом, Который будет «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Исаия 53:5). «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:6). Этот «раб» станет «жертвой умилостивления» за народ Божий (Исаия 53:10).

Образ жертвы Христа в Новом Завете. Новозаветное учение об искуплении основывается на пророческом видении страдающего раба. В книгах новозаветных авторов содержится тридцать четыре ссылки на исполнение пророчества Исаии в Иисусе (Деяния 8:32-35; 1-е Петра 2:22-25). Смерть Иисуса представляет собой заместительное страдание Сына Давидова, принесшее умиротворение Божьего гнева и освободившее Божий народ от вины за грех.

В евангелиях тема искупительной природы смерти Христа выражается разными способами. Матфей пишет, что Иисус – обещанный Сын, спасший Свой народ от грехов (От Матфея 1:21). В От Матфея 8:17 Иисус связывается с образом Страдающего раба в Исаия 53 и показывается образ замещения. Иоанн Креститель называет Иисуса «Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех мира» (От Иоанна 1:29). Марк заявляет, что смерть Христа представляет собой уплату выкупа (От Марка 10:45 {«искупление»}). Лука изображает совершенное Христом искупление как спасение от Божьего гнева (От Луки 3:7). В Евангелии от Иоанна Иисус использует несколько образов, показывающих искупительное значение Его смерти. Он вознесется, как Моисей вознес змея (От Иоанна 3:14). Он есть хлеб с неба, и тот, кто ест Его плоть, может обрести вечную жизнь (От Иоанна 6:33). Он есть пастырь добрый, полагающий жизнь за овец (От Иоанна 10:11).

В посланиях Павла тоже показаны образы, приковывающие внимание к разнообразным граням искупительного служения Христа. Один из любимых образов Павла для раскрытия темы о плачевном состоянии человека из-за греха – образ рабства. Павел пишет, что совершенное Христом искупление освободило нас от ига рабства (К Галатам 5:1). Нашу «естественную» смерть Павел изображает платой за грехи. Но причитающееся нам «возмездие» нейтрализуется Христом и заменяется «даром» вечной жизни (К Римлянам 6:23; 5:17). Обращаясь к ветхозаветной символике, Павел описывает искупительное служение Христа в категориях принесения жертвы (К Ефесянам 5:2). В посланиях Павла присутствуют, по крайней мере, два образа искупления, связанные с обязательствами перед законом. Во-первых, хотя грешники остаются пленниками закона греховного (К Римлянам 7:23), они освобождаются от закона смерти и рабства и оправдываются только праведностью Христа (К Римлянам 3:20-26). Во-вторых, поскольку люди не способны соблюдать закон, они несут «проклятие» закона, но теперь вместо них проклятие понес Христос (К Галатам 3:10-13).

Искупление Павел изображает также в юридических категориях (см. ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ). Используя судебную символику, он показывает грешника в качестве объекта Божьего суда как в настоящем, так и в конце времен (К Римлянам 1:24,26,28; 2:16). Но благодаря искупительной работе Христа осуждения нет (К Римлянам 8:1). Равным образом, объектом Божьего праведного гнева показано все падшее человечество, но принесенная Христом жертва дает избавление от грядущего гнева (1-е Фессалоникийцам 1:10; 5:9). Еще один важный образ искупления у Павла связан с примирением. Будучи когда-то врагами, теперь мы примирились Кровью Христа (К Римлянам 5:10-11). Враждебные отношения между Богом и Его творением исчезли для тех, кто пользуется искупительной жертвой Христа. Размах примирения достигает космических масштабов: посредством Христа Бог «примиряет с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (К Колоссянам 1:20).

Ни в одной другой книге Нового Завета нет такого богатства образов искупления, как в Послании к евреям. Раскрывая конечный смысл священнического служения в ветхозаветной скинии, автор показывает, что Иисус – не только Первосвященник, но одновременно и Жертва (К Евреям 9:6-13). Ветхозаветные торжественные жертвоприношения и обряды носили чисто внешний характер и «установлены были только до времени исправления» (К Евреям 9:10). Образ крови жертвенных животных показан в Евреям бледной тенью подлинного очищения Кровью Христа (К Евреям 9:13-14). В Евреям подчеркивается также полнота и совершенство жертвы Христа, а Его служение представляется тем самым наиболее ярким и законченным образом искупления. Тогда как «священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы», Христос, «принесши одну жертву за грехи... навсегда сделал совершенными освящаемых» (К Евреям 10:11-14). Иисус раз и навсегда совершил то, чего не могла сделать кровь жертвенных животных. Но это искупление было достигнуто ценой больших страданий. Дабы запечатлеть в памяти христиан представление о высокой цене спасения, автор Евреям часто прибегает к показу образов страданий, сопровождавших искупительное служение Христа (К Евреям 2:10; 5:7; 13:12).

Образами искупления наполнена и Книга Откровение Иоанна. Христос часто показывается как закланный, но победивший Агнец (Откровение 5:6,12; 17:14). Искупленные «омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откровение 7:14). Искупление прославляется животными и старцами, окружающими небесный престол (Откровение 5:11-12). Великий гимн искупления сливается в хор всех верующих. В Откровение 19:9 образ закланного Агнца показан в сочетании с образом заключительного брачного пира. Великий праздник спасения символизирует тот факт, что искупление совершится полностью, когда спасенные во Христе познают свое конечное предназначение в вечной жизни на новом небе и на новой земле.

Заключение. Символика, связанная с библейским учением об искуплении, может привести в замешательство своим обилием и разнообразием. Однако большую часть библейской информации можно свести в пять основных групп образов и тем. Первая из них – удаление грехов, благодаря чему грешники могут избавляться от наказания, которое они навлекают на себя (в Ветхом Завете – козел отпущения, уводимый в пустыню; 1-е Петра 2:24; К Евреям 9:28). Вторая группа – вполне материальный образ выкупа, выплачиваемого за грешников (От Матфея 20:28; От Марка 10:45; 1-е Тимофею 2:6; Откровение 5:9). Третья тема – заместительная жертва, которая занимает место грешников и несет за них наказание Божьего справедливого суда (Исаия 53:4-6; К Римлянам 5:12-21, где Христос показан как второй Адам, представитель рода человеческого и в то же время его Искупитель; 2-е Коринфянам 5:14; К Галатам 3:13). В-четвертых, ветхозаветные жертвоприношения и жертва Христа как их высшее выражение служили цели удовлетворения оскорбления, нанесенного человеком Богу своей греховностью, и умиротворения праведного Божьего гнева, направленного против людей за это оскорбление (К Римлянам 3:24-26; К Евреям 2:17; 1-е Иоанна 2:1-2). В-пятых, искупление – это правовое и юридическое удовлетворение требований закона, чтобы грешники могли быть оправданы пред Богом как Судьей (К Римлянам 3:7; 5:18–19; 8:1; 2-е Коринфянам 5:19). Результатом всего этого стало примирение между оскорбленным святым Богом и греховным непокорным человеком (К Римлянам 5:7-11; 2-е Коринфянам 5:18-20; К Колоссянам 1:20).

См. также: АГНЕЦ, ВИНА, ГРЕХ, ЖЕРТВА, ИИСУС ХРИСТОС, КРЕСТ, КРОВЬ, ОЧИЩЕНИЕ, ПАСХА, ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ, ПРИНОШЕНИЕ, ПРОКЛЯТИЕ, СВЯЩЕННИК, СТРАДАЮЩИЙ РАБ, ТРИУМФ.

Библиография: L. Morris, The Atonement: Its Meaning and Significance (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1983).