ИМЯ, НАЗВАНИЕ (NAME) Словарь библейских образов

Слово имя и его производные встречаются в современных переводах Библии около тысячи ста раз и почти всегда служат переводом еврейского sem (переводимого также как «слава», «известность», «молва») или греческого onoma. Почти в половине случаев оно относится к имени Бога или Сына Божьего.

Личные имена и названия мест. Имя часто употребляется в смысле точного обозначения человека, когда надо позвать кого-то (Есфирь 2:14), бросить жребий (Числа 17:2-5), назначить кого-либо для исполнения определенных обязанностей (Числа 1:5-15; 4:32; 1-я Паралипоменон 16:41; 23:6, 14; Ездра 10:16), установить правовое положение (Бытие 48:6; Ездра 2:61-62) и т.д. Примерно в одной пятой случаев имя служит просто определением людей и мест («имя одной [реки] Фисон», Бытие 2:11; «город, называемый Назарет», От Матфея 2:23; «имя матери его...» – распространенная формулировка в 4Царств и во 2Паралипоменон при представлении царей; «один Киринеянин, по имени Симон», От Матфея 27:32). Дополнительный смысл заключается лишь в демонстрации значения личности человека для сохранения памяти о нем – об этом свидетельствует также включение в канон многих длинных списков имен (в Писании упоминаются поименно свыше трех тысяч человек). «Приветствуй друзей поименно» (3-е Иоанна 1:15), – обычный знак уважения автора письма, и имя само по себе может вызывать эмоциональную реакцию (Песни Песней 1:2; Иеремия 33:9). Большое значение придавалось продолжению имени в потомках (Бытие 48:16; Числа 27:4; Вт. 25:6–7; Руфь 4:10; 1-я Царств 24:22; 2-я Царств 14:7; 18:18; Иеремия 11:19) – как это действительно произошло в случае с Иаковом/Израилем и его сыновьями, особенно Иудой, – а также сохранению за ними доброй репутации славных дел и благочестия (Сир. 44:8–9, 13–14; ср. Псалтирь 40:6; Екклесиаст 6:4; Исаия 56:5). Но «имя нечестивых омерзеет» (Пр. 10:7; ср. Иов 18:17; Псалтирь 33:17; Софония 1:4) – образ забвения – или, если о нем и вспомнят, оно будет не в чести (Бытие 11:4,8 [строители Вавилонской башни]; Вт. 25:10; Псалтирь 48:12-13; Исаия 65:15). Под угрозой забвения находятся целые народы (Псалтирь 82:5; Исаия 14:22) и лжебоги (Вт. 12:3).

Образ бессмертия благодаря сохранению памяти в Ветхом Завете отличается от того, которое ценили герои Гомера, ибо Писание привносит в него божественное измерение. Бог знает Моисея по имени (Исход 3:4), добрый пастырь «зовет своих овец по имени» (От Иоанна 10:3; ср. 2-е Тимофею 2:19). Для Веселиила (Исход 31:2), Давида (1-я Царств 16:3), Исаии (Исаия 49:1), апостолов (От Луки 6:13) и даже Кира (Исаия 45:3-4) призвание по имени означало, что они избраны Богом для выполнения определенной задачи. Первосвященник должен был носить на одежде имена двенадцати колен «для постоянной памяти пред Господом» (Исход 28:29; ср. Исход 28:9-12,21). В Новом Завете этот образ переносится в эсхатологическую сферу, и колена соединяются с апостолами (Откровение 21:12; 14; ср. К Филиппийцам 4:3); с этим тесно связана мысль, что «имена ваши написаны на небесах» (От Луки 10:20; ср. Исход 32:33; К Евреям 12:23; Откровение 13:8; 17:8).

Многие имена в Библии имеют, как и сегодня, этимологическое значение, но при выборе имени подобные соображения могли игнорироваться (в От Луки 1:59-61 показано значение, которое придавалось семейным традициям). В эпоху, когда стремились различать слова и понятия и когда номиналистическая философия еще не развилась (см., однако, Деяния 18:15), любая аналогия между именем и личностью показалась бы более чем случайной. В еврейском обществе имя надо было либо оправдывать, либо искупать своим поведением. Определенную роль играло также исполнение пророчества, связанного с именем.

Во многих ветхозаветных местах проявляется интерес к этимологии. Объясняются названия более сорока мест (нередко с использованием народной этимологии). Многие из них, такие как Вавилон, Вефиль, Мицпа, Пенуэл, Галгал и Авен-Езер, напоминают о событиях патриархальной или более поздней истории (Бытие 11:9; 22:14; 28:19; 31:49; 32:30; 35:15; Исход 17:15; Иисус Навин 5:9; 1-я Царств 7:12). Михей 1:10-15 – настоящий шедевр ироничной игры слов на тему топонимической этимологии. В примерно тридцати случаях, описанных в Бытии и Исходе и в дюжине других мест, родители выбирали или придумывали имя, соответствующее обстоятельствам рождения ребенка – личным (Бенони, «сын страданий», вскоре замененное на Вениамин, Бытие 35:18; Самуил, «испрошенный от Бога», 1-я Царств 1:20 [ср. Измаил, Бытие 16:11]) или, в редких случаях, общественным (Ихавод, «отошла слава», 1-я Царств 4:21), либо давали имя, в котором выражались их надежды или благочестие (Ной, «утешение», Бытие 5:29; Иосиф, «прибавление», Бытие 30:24; обратите также внимание на многие теофорические имена, начинающиеся или оканчивающиеся на Y[ah] или Еl). Некоторые дети, например, Измаил и Исаак, получали имя по Божьему повелению, обычно с пророческим смыслом (Соломон, Иисус, Иоанн) или даже с определенной пророческой целью (дети Исаии, Исаия 7:3; 8:3,18; Осии, Осия 1:4,6,9). Имя Иаков (yaqob, «да поможет Бог») было дано как каламбур ребенку, который при рождении ухватился за aqeb, «пяту», своего близнеца, и продолжало восприниматься как дальнейшее развитие игры слов из-за его склонности aqab, «запинать» (Бытие 25:26; 27:36). Эти ассоциации не забывались, когда имя Иакова распространилось на его потомство (Иеремия 9:4; Осия 12:3). Аналогичная шутка Авигеи по поводу имени своего мужа Навала, означающего «глупый» или «никчемный» (1-я Царств 25:25), воспринималась вполне серьезно поколениями комментаторов.

В идеале, однако, имя выражает сущность человека. Ее, разумеется, распознает Творец (Псалтирь 146:4; Исаия 40:26). В Бытие 2:19 таким умением обладал Адам в отношении животных и, вместе с этим, властью над ними. Умение различать и властные полномочия часто подразумеваются в изменении имен. В переименовании выражается изменение личности и наступление нового этапа в жизни человека. Имена изменились у Аврама, Сары и Осии (Бытие 17:5,15; Числа 13:9 [Иисус Навин]); Ноеминь в своей горести думала об этом (Руфь 1:20). Иакову, Гедеону и Соломону были даны дополнительные имена Израиль, Иероваал и Иедидиа – прозвища в старом смысле. В Новом Завете то же самое относится к Иакову и Иоанну (Воанергес), Симону (Кифа/Петр), кипрянину Иосии (Варнава) и Фоме/Дидиму (арамейское и греческое слова, означающие «близнец»; согласно патристическому преданию, его настоящим именем было Иуда). Петр и Фома служат примерами двойных имен из практических соображений в многоязычной культуре; к числу других примеров относятся Тавифа/Дорка (то и другое означает «серна») и Савл/Павел (близкие по звучанию, но не по смыслу). Некоторые новозаветные имена стали эллинизированными эквивалентами традиционных еврейских имен. Но у Иоанна Марка было два совершенно разных имени – семитское и римское. С другой стороны, в аналогичных ветхозаветных случаях (Иосиф, Бытие 41:45; последние цари, 4-я Царств 23:34; 24:17; Даниил и его товарищи, Даниил 1:7) отражается вмешательство иноземной власти. В новом имени Даниила Валтасар присутствовало имя бога Вила (Даниил 4:5). В новозаветные времена получили также распространение прозвища, основанные на происхождении из определенной местности (Иуда Искариот, Мария Магдалина, Иосиф из Аримафеи), роде занятий человека (Симон кожевник), политических убеждениях (Симон Зилот) или просто образованные по имени отца (Вартимей, Варавва).

Символические имена и прозвища часто встречаются в поэзии и пророчествах. Имена тех, кто традиционно выступал против Бога в мифах (левиафан, Раав, бездна, дракон; См. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ) или в ходе истории (Египет, Вавилон), используются как метонимии для прославления Божьих побед (Псалтирь 73:13-14; 88:11; Исаия 27:1; 51:9–10; Откровение 11:7-8; 20:2–3) или как предупреждения Божьему народу. Иерусалим может стать Содомом (Откровение 11:8; ср. Иезекииль 16:46-56) или испытать еще более тяжелую участь (От Матфея 11:23-24). Вавилон – символическое название Рима или того, что Рим воплощает (Откровение 17:5,9; ср. Исаия 21:9; 1-е Петра 5:13). Иезекииль порицает Иерусалим и Самарию в притче о двух сестрах, чье поведение противоречит их символическим именам (Иезекииль 23 {Самария – «охраняющая гора», а Иерусалим – «учение мира»}). Иногда новые имена служат обвинением (Иезекииль 6:30; ср. Пр. 21:24), но чаще они указывают на искупление: «город правды» (Исаия 1:26; ср. Иеремия 33:16), «сильные правдою» (Исаия 61:3), «Мое благоволение к нему» и «незамужняя» (Исаия 62:4,2; ср. Исаия 62:12), «восстановитель» (Исаия 58:12), «священники» и «служители» (Исаия 61:6), «Господь там» (Иезекииль 48:35; ср. Исаия 60:14,18), «город истины» (Захария 8:3), «Мой народ» и «Помилованная» (Осия 2:1 в противовес пессимизму, выраженному в Осия 1:6,9; ср. Осия 1:10; 2:23; К Римлянам 9:25-26; 1-е Петра 2:9-10). В Откровении переименовываются люди – новое тайное имя записывается на белом камне (Откровение 2:17).

Божественные имена. К Богу относятся три вида имен: личное имя Яхве, существительные с общим значением «бог» – еврейское ᵓẽl и его производные и греческое theos часто с определенным артиклем, – которые в израильском монотеизме в достаточной степени выражали мысль об одном истинном Боге, а также различные термины, указывающие на конкретные атрибуты. В сложных именах, таких как Эль-Шаддай и Яхве Саваоф, сочетался третий тип с первым или вторым. С этими именами и взаимодействием между ними связано большое количество образов.

Имя Yahweh (употребляемое в тексте только в виде четырех согласных – yhwh тетраграмма) и его краткая форма Yah встречаются в Ветхом Завете свыше 6800 раз – чаще, чем любое другое слово. Краткая форма используется в литургической формуле хвалы – halᵉlu-yah. Глагол haya («Я есмь», Исход 3:14), по всей видимости однокоренной, в особых случаях (Вт. 31:23; 32:39; Исаия 48:12; Осия 1:9) имеет силу самого Имени. «Яхве» – самораскрытие Бога (Исход 3:15; 6:3), тем не менее, дискуссии по поводу его смысла (выдвигаются идеи, связанные с абсолютным существом, высшей силой, творением и милостивым присутствием) показывают, что Бог раскрывается как Тот, Кого невозможно постичь одним словом. Моисей смог узнать только Имя (Исход 33:18-20). В обоих богоявлениях контекст указывает, что действия Бога раскрываются в той же мере, что и Его загадочное Имя. Соперник, с Которым боролся Иаков, легко узнаваем, хотя Он и не сообщил Своего Имени (Бытие 32:29-30; ср. Книга Судей 13:18), и именно по делам суда или милости люди узнают, что «Я – Господь», как об этом часто заявляется в Книге Иезекииля (напр., Иезекииль 6:13; 37:13).

В других культурах слово ᵓẽl служило именем конкретного бога, но в Ветхом Завете оно редко встречается как обозначение имени, за исключением сложных слов. Самая распространенная в Писании форма ᵓẽlohim – не имя в строгом смысле слова. Иногда в Писании она и theos относятся к богам или превознесенным смертным (напр., Исход 7:1; Книга Судей 11:24; Деяния 7:40; 1-е Коринфянам 8:5).

Атрибутивные имена легче всего классифицировать по их смысловому значению. Титулы «Господь» и «Царь» ясно указывают на властные полномочия; слово báal, «хозяин», вышло из употребления, поскольку так называли языческих богов (ср., напр., 1-я Паралипоменон 8:33 со 2-я Царств 2:10; Осия 2:17). Верховная власть подразумевается также в именах Всевышний (Бытие 14:18-22; Числа 24:16; От Луки 1:35; 6:35), Саваоф (sᵉbaot, всегда в сочетании с Яхве и никогда не встречающееся до монархического периода) и Шаддай, Всемогущий (sadday, Бытие 17:1); последние два – транслитерации еврейских слов. Начиная с LXX, «Шаддай» в Ветхом Завете всегда переводится как «Вседержитель» (в Новом Завете см. Откровение 4:8; 19:6). Особые случаи представляют Сильный (Исаия 1:24; 60:16) и Сила (От Матфея 26:64), когда обычные слова употребляются как имена собственные.

В других именах используются метафоры близости. Одну группу составляют образы семейных отношений: Отец (Иеремия 3:4,19; От Матфея 5:45; ср. арамейское abba, К Римлянам 8:15), Муж (Исаия 54:5; Осия 2:16) и Искупитель (Исаия 63:16). С этим тесно связано определение «Бог [отцов]», как, например, в Бытие 31:5, Исход 3:6 и Псалтирь 45:8,12. Другие имена, указывающие на близкие отношения (и употребляемые порой параллельно с вышеназванными) – Твердыня (Вт. 32:15; Псалтирь 18:15), Пастырь (Бытие 49:24), Спаситель (Исаия 43:3; 49:26; От Луки 1:47) и Создатель (Исаия 43:15; 45:9).

Еще одна группа состоит из имен, в которых высвечиваются определенные атрибуты: Бог как видящий (Бытие 16:13), живой (1-я Царств 17:26; 1-е Тимофею 4:10), вечный (Бытие 21:33; ср. Исаия 44:6; Откровение 1:8 – Альфа и Омега; Даниил 7:9 – Ветхий днями), истинный и верный (Исаия 65:16; ср. Откровение 19:11), грозный (Бытие 31:42) и несравненно святой (Исаия 57:15; Осия 11:9; ср. Исаия 6:3). Некоторые слова, употребляемые в Писании как прилагательные, рассматриваются в еврейском или христианском предании как имена (ср. Исход 34:6,14; Псалтирь 7:10; 102:8). Распространенный литературный прием (напр., Числа 24:16; Псалтирь 90:1-2; Исаия 44:6; 49:26; Откровение 1:8; 1-е Тимофею 1:17) заключается в соединении нескольких имен, и некоторые из них фигурируют в числе мессианских имен в Исаия 9:6.

К особой категории, учитывая его связь с Троицей, относится имя (Святой) Дух (От Матфея 28:19; От Марка 1:8,10; От Иоанна 7:39; ср. От Иоанна 4:24; Иоиль 2:28) с сопутствующими наименованиями (От Иоанна 14:26: Параклет, Утешитель; От Иоанна 15:26: Дух истины). Наконец, персонифицированная Премудрость (напр., Пр. 8) некоторыми исследователями рассматривается как божественное имя.

В Новом Завете имя Иисус, означающее «Яхве спасает» (ср. От Матфея 1:21), – обычное имя в честь одного из героев Израиля, Иисуса Навина, но в то же время близкое к одному из божественных титулов – связь становится очевидной, когда Иисуса называют Спасителем (напр., От Луки 2:11; От Иоанна 4:42; К Титу 3:6; ср. К Титу 3:4). Другие божественные имена, которыми называл Себя Он Сам или которыми называли Его, относятся к конкретным сферам (Искупитель, Царь, Пастырь, Жених) или указывают на отождествление с Божеством (К Титу 2:13). «Исповедовать, что Господь Иисус Христос» (К Филиппийцам 2:11; ср. От Матфея 22:43; К Римлянам 10:9; 1-е Коринфянам 12:3) значит ставить Его «имя выше всякого имени» (К Филиппийцам 2:9), откликаясь на Его призыв «Я есмь» (От Иоанна 8:24,28,58; 18:6). Божественные титулы Живой (Откровение 1:18) и Альфа и Омега (Откровение 22:13; ср. К Евреям 13:8) принадлежат Ему. То же самое относится к титулу Сын Божий (От Матфея 14:33; От Луки 1:35; От Иоанна 5:20,25; К Римлянам 1:4; К Евреям 1:2,5) – но с новым значением (ср. 2-я Царств 7:14; Иов 1:6; Даниил 3:25) – и к более абстрактным титулам, таким как Святой, Сила, Премудрость, Праведный, Аминь (Деяния 3:14; 1-е Коринфянам 1:24,30; Откровение 3:14).

В Новом Завете появляется еще одно имя – Слово (Logos: От Иоанна 1:1; Откровение 19:12-13). По отношению к Иисусу употребляются также имена из ветхозаветных пророчеств – Помазанный (masiah, christos), Сын Человеческий, Сын Давидов, Восток (От Луки 1:78 [Отрасль в LXX, Иеремия 23:5; Захария 3:8]), Еммануил (От Матфея 1:23 из Исаия 7:14; ср. Псалтирь 45:12), Отрок (От Матфея 12:18) – и из ветхозаветных образов: Агнец, Пасха (1-е Коринфянам 5:7), Адам (1-е Коринфянам 15:45; ср. К Римлянам 5:14), Камень (1-е Коринфянам 10:4), Лев и Корень (Откровение 5:5). В основе многих из этих имен лежит мысль о раскрытии ранее скрытого смысла.

Идиоматические и метафорические выражения. В качестве метонимии имя может обозначать человека, носящего его (Числа 1:2; Деяния 1:15; 4:40; Откровение 3:4) и наоборот (Исход 32:33; Даниил 12:1). «Славное» имя Бога (1-я Паралипоменон 29:13; Псалтирь 71:19) надо благословлять, восхвалять, превозносить, величать, прославлять, благодарить, святить, любить, помнить, провозглашать, его следует бояться, в нем надо радоваться и торжествовать, на него надо уповать, его надо желать и искать. Для многих из этих глаголов, требующих дополнения в виде имени, объектом служит Бог. Распространенное выражение «воззвать к [Божьему] имени» означает фактически воззвать к Богу по имени. С человеческой точки зрения, имя – это средство, с помощью которого к Богу можно приблизиться и познать Его, в той мере, в какой Бог уже познан. Это также средство внешнего выражения внутренней преданности (ср. 2-е Тимофею 2:19, «исповедующий имя»), в котором соединяются духовная и материальная сферы.

В имени иногда выражается репутация – дурная (Вт. 22:14; От Луки 6:22) или хорошая (Пр. 22:1; Откровение 3:1), иногда слава и честь (напр., Вт. 26:19; 2-я Царств 8:13; 2-я Паралипоменон 26:15; Софония 3:20; От Марка 6:14) или положение (2-я Царств 23:18,22; К Евреям 1:4). Бог дал Аврааму и Давиду «великие» имена (Бытие 12:2; 2-я Царств 7:9; ср. 3-я Царств 1:47 [Соломон]). Величайшее из всех имен в Израиле (Псалтирь 75:2) и во всем мире (Вт. 28:10; 3-я Царств 8:42-43; Псалтирь 8:2; 47:11; 148:13; Исаия 60:9; Малахия 1:11) – имя Бога, внушающее уважение и поклонение (3-я Царств 8:41-42; ср. Иисус Навин 9:9).

Слава Яхве основывается на верности в соблюдении завета (Псалтирь 137:2) и силе, про-явленных ради народа (2-я Царств 7:23; Неемия 9:10; Иеремия 16:21; ср. Иисус Навин 7:9; Исаия 59:19; 64:2) и угнетенных (Псалтирь 73:21). Действия «ради имени Твоего [Моего, Своего]», наряду с сохранением личной чистоты, обеспечивают поддержание Им такого представления путем водительства (Псалтирь 22:3; 30:4), прощения (Псалтирь 24:11; 78:9), проявления милосердия (1-я Царств 12:22; Исаия 48:9; Иеремия 14:7,21; Иезекииль 20:44) или спасения (Псалтирь 105:8; 108:21; 142:11). Поведение Израиля и последующий плен подорвали эту репутацию, поэтому Яхве говорит, что будет действовать «ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов» (Иезекииль 36:22; ср. Иезекииль 36:19-24; а также Псалтирь 73:10,18; Исаия 52:5-6; Иезекииль 20:9,14,22; К Римлянам 2:24; 1-е Тимофею 6:1).

Но осквернение имени сводится не просто к подрыву репутации Яхве. Имя само по себе священно, и пред ним следует благоговеть (Вт. 28:58; Псалтирь 110:9; Малахия 2:5; ср. От Матфея 6:9 – «святится»). Такое благоговение подразумевается при использовании Божьего имени в клятвах (Вт. 6:13; 1-я Царств 20:42; 3-я Царств 2:23; Исаия 65:16; Иеремия 12:16; ср. Иеремия 44:26; К Евреям 6:16). Что касается злоупотребления Божьим именем, в еврейском языке есть слова с семантическими значениями, обозначающими разную степень такого злоупотребления – от пустоты (saw, «тщетно»), лжи (seqer: Левит 19:12; Захария 5:4) и нечистоты (tame, «осквернять», Иезекииль 43:7-8; halal, «бесчестить», напр., Левит 19:12; Исаия 48:11) до прямых нападок (naqab, «кощунство, богохульство»: Левит 24:11,16; ср. Деяния 26:11; Иакова 2:7; Откровение 13:6; 16:9). В третьем и четвертом случаях подчеркивается результат – оскорбление святого, нередко косвенное, через поклонение лжебогам (Левит 20:3; 22:2; Иезекииль 20:39; Малахия 1:12) или проявление несправедливости (Иеремия 34:16; Амос 2:7). В остальных случаях имеется в виду позиция обидчика – легкомыслие, своеволие или враждебность в словах по отношению к Имени. Такие оскорбления были настолько серьезными, что в конце концов появился обычай избегать даже невольного злоупотребления, не произнося имя Яхве (Левит 24:11,16) или заменяя его либо эвфемизмами типа «другое место» (Есфирь 4:14), «небеса» (Даниил 4:23; От Матфея 21:25; От Луки 15:18), либо – в раннем постбиблейском иудаизме – словом «присутствие» (sᵉkina) либо – при чтении вслух словом Адонай (отсюда греческое kyrios вместо еврейского yhwh в LXX и перевод «Господь» во многих современных версиях).

Выражение «во имя [кого-то]» может указывать на положение (От Матфея 10:41-42; От Марка 9:41), обман (От Матфея 24:5), взятие на себя ответственности (Есфирь 2:22; К Ефесянам 5:20) или намерение (Псалтирь 117:26; От Матфея 18:20). Чаще, однако, имеется в виду передача полномочий. Не считая совершения служения (Вт. 18:5; От Матфея 18:5; ср. К Евреям 6:10), участия в битве (1-я Царств 17:45; 2-я Паралипоменон 14:11; Псалтирь 19:6,8; 117:10–12; ср. Псалтирь 43:6) и, в более общем смысле, исполнения роли представителя (От Иоанна 5:43; К Римлянам 1:5; К Колоссянам 3:17), это выражение связывается, главным образом, с высту