ИЗНАСИЛОВАНИЕ, ПОЛОВОЕ НАСИЛИЕ (RAPE, SEXUAL VIOLENCE) Словарь библейских образов

В Ветхом Завете общество или люди часто изображаются в состоянии нравственного упадка и бунта против Бога. Не удивительно поэтому, что в нем описываются ужасные эпизоды полового насилия: когда люди отчуждены от Бога, развращенность и насилие становятся неизбежными. Рассказы об изнасиловании в Библии встречаются нечасто, но они очень яркие, как, например, история изнасилования Дины с последовавшей за ним местью ее братьев (Бытие 34), насилия со смертельным исходом над наложницей левита (Книга Судей 19) и изнасилования Амноном своей сестры Фамари (2-я Царств 13:1-21). Столь же выразительными выглядят картины бесчестия, совершавшегося над женами и девицами после завоевания народа, в пророческих книгах (Исаия 13:16; Плач Иеремии 5:11; Захария 14:2).

Вполне можно ожидать, что в такой отличающейся реализмом книге, как Библия, встречаются рассказы о половом насилии. Но достаточно неожиданным может показаться использование пророками грубых половых образов. Какие ассоциации вызывают эти образы? Описывая падение Вавилона, Исаия наглядно изображает позорную судьбу плененной рабыни:

Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона...

подбери подол, открой голени, переходи через реки.

Откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой (Исаия 47:1-3).

Вавилон подвергается суду за военные преступления. Гордая и ставшая добычей женщина свергается с престола и сидит в прахе. Праздная дама принуждается к труду и мелет муку. Она уводится в плен и насилуется, ее нагота открывается.

С такой же суровостью наказывается прелюбодеяние Иерусалима, выразившееся в поклонении лжебогам окружающих народов и нарушении завета с Яхве. Образы в аллегории Иезекииля напоминают картину группового насилия:

Посему выслушай, блудница, слово Господне!

...Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты

любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отвсюду против тебя

и раскрою пред ними наготу твою,и увидят весь срам твой...

предам тебя в руки их... и сорвут с тебя одежды твои и возьмут наряды твои,

и оставят тебя нагою и непокрытою. И созовут на тебя собрание

и побьют тебя камнями и разрубят тебя мечами своими (Иезекииль 16:35-40).

Израиль перенял половую неразборчивость от языческих религий и совершал жертвоприношения детей, но его соучастники в этих мерзостях теперь становились орудиями его погибели. В этой аллегории образы Иерусалима как блудницы (лишенной одежды и нарядов, побитой камнями и разрубленной мечами) перемежаются образами материального разрушения земли (разоренные капища, сожженные дома).

Распространенной метафорой служит образ народа (Иерусалима, Самарии, Ниневии) как бесстыдной и падшей блудницы, чье бесчестие и позор выставляются на всеобщее обозрение (Иеремия 13:22,26; Иезекииль 23; Осия 2:3,910; Наум 3:5-6). Об Иерусалиме говорится: «За множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои» (Иеремия 13:22). Ниневия предупреждается:

«И подниму на лице твое края одежды твоей,

и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою.

И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною

и выставлю тебя на позор» (Наум 3:5-6).

В этих откровенных образах выражается отвращение пророков к нравственному падению и отступничеству. Но картина была бы неполной, если не добавить, что, несмотря на упадок Иерусалима, Бог обещает восстановить с ним союз и простить все, что он делал (см. Иезекииль 16:59-63).

См. также: БЛУДНИЦА, НАСИЛИЕ, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.

ИЗОБИЛИЕ. См. ИЗБЫТОК.