ИЕРУСАЛИМ (JERUSALEM) Словарь библейских образов

Образ Иерусалима играет важную роль в обоих Заветах и занимает центральное место в религиозном сознании верующих всех времен. По мере развертывания в Библии плана искупления Иерусалим становится ведущим символом веры Израиля в то, что землей управляет Бог и что Он поставил Давида и его сыновей Своими представителями. Иерусалим как таковой превращается в образ имперских надежд Израиля.

Многие исследователи связывают библейское происхождение Иерусалима с древним ханаанским поселением Салим, городом царя-священника Мелхиседека (Бытие 14:18). Эта связь не вполне очевидна. Вместе с тем, нам известно, что до завоевания его Давидом место называлось Иевусом (2-я Царств 5:6-10; 1-я Паралипоменон 11:4-9). Иерусалим отождествляется также с горой Мориа, куда Авраам привел Исаака для принесения его в жертву всесожжения (Бытие 22:1-2; 2-я Паралипоменон 3:1).

Духовное значение Иерусалима впервые проявилось, когда Давид отвоевал его у иевусеев и сделал столицей Израиля (2-я Царств 5:6-10; 1-я Паралипоменон 11:4-9). Решение Давида установить престол Израиля в Иерусалиме придало ему статус постоянной резиденции земных правителей Израиля.

Однако Иерусалим стал не только центром человеческой монархической власти. Одним из первых дел Давида в качестве царя был перенос в Иерусалим (2-я Царств 6:17) ковчега завета, самого подножия Бога (1-я Паралипоменон 28:2). Таким образом Давид сделал Иерусалим центром божественной власти (Псалтирь 77:68; 131:13–18).

Превращению Иерусалима в центр божественной и человеческой царской власти способствовало также строительство храма Соломона (2-я Паралипоменон 3:1-17). Соломон привел Израиль к зениту экономического могущества (2-я Паралипоменон 9:1-28). Обеспечив всестороннюю безопасность народа, Соломон построил постоянный храм Богу (3-я Царств 6:1-38). Таким образом, при правлении Соломона Иерусалим в ветхозаветный период достиг вершины славы. Иерусалим занимал такое видное место в воображении израильтян, что стал служить символом народа в целом (Исаия 2:2; Амос 2:5; Михей 4:1). Благословения и Проклятия Богом в адрес Иерусалима воспринимались как выражения спасения и суда в отношении всего народа.

С одной стороны, пророки предупреждали, что Яхве лишит Иерусалим Своего присутствия в результате постоянного Отступничества Израиля. В 586 г. до P. X. вавилоняне захватили Иерусалим и отправили народ Иудеи в плен. Разрушение Иерусалима символизировало отвержение Израиля. Благословения, однажды данные городу, исчезли. «И отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: “будет имя Мое там”» (4-я Царств 23:27).

С другой стороны, надежды Израиля на возвращение из плена выражались в образе восстановленного Иерусалима. Когда в 539 – 538 г. до P. X. Израиль вернулся из плена, восстановление храма и города стало первоочередной задачей (2-я Паралипоменон 36:23; Неемия 2:5,18; 6:15–16). Возрождение нации было немыслимым без воссоздания Иерусалима как центра божественного и Давидова царства.

Восстановление Иерусалима по возвращении из плена служит общим фоном для понимания центрального положения города в Новом Завете. Иисус заявил, что Его служение заключается в освобождении Божьего народа из плена (От Луки 4:18-19). Дела Иисуса как таковые были тесно связаны с Иерусалимом, поскольку Он открывал путь в Божье Царство, в котором выражается высшее предназначение Божьего народа. Но это предназначение могло быть реализовано только в привязке к Иерусалиму как центру божественного и Давидова царства.

В результате Иисус совершил множество дел в окрестностях Иерусалима. Его торжественный въезд (От Луки 19:38) символизировал победоносное возвращение Давидова царства в Иерусалим. Смерть, воскресение и вознесение, а также предоставление Духа произошли поблизости от Иерусалима и были тесно связаны с воздвижением Христа на престол Его предка Давида (Деяния 2:29-36). Кроме того, Иисус посвящал Себя служению в храме Своего Отца (От Луки 2:49). Он также очистил храм как место молитвы из ревности по дому божественного Царя Израиля (От Матфея 21:12-16; От Марка 11:15-18; От Луки 19:45-46; От Иоанна 2:13-16).

Противовесом положительной роли Иерусалима в новозаветных образах царства служит мотив суда над Иерусалимом. Иерусалим стал местом конечного отвержения Христа. Избранный Богом Сын Давидов не был принят в качестве законного царя Израиля. Поэтому вслед за пророками, до пленения предупреждавшими Иерусалим в неизбежном суде за его неверность, Иисус пророчествовал, что Иерусалим снова будет разрушен (От Луки 21:1-24). Используя те же образы, что и пророки, описывавшие падение Иерусалима в 586 г. до Р.Х., Иисус предрекал неминуемое разрушение Иерусалима, которое произошло в 70 г. от Р. Х. (От Матфея 24:15-25).

Несмотря на разрушение города, Иерусалим не потерял своего значения. Автор Послания к евреям предостерегает христиан от проявления преданности старому Иерусалиму, но побуждает их смотреть на новый город под тем же названием (К Евреям 12:22). Он пишет: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (К Евреям 13:14). Христианская эсхатологическая надежда в Новом Завете связывается с новым Иерусалимом, небесным градом, великолепие которого намного превзойдет славу его земного аналога (К Галатам 4:26; К Евреям 12:22). Как земной Иерусалим символизировал имперское предназначение Израиля, так новый Иерусалим символизирует окончательное исполнение этого видения Царства.

Наконец, апостол Иоанн, описывая великолепие нового неба и новой земли, привлекает внимание к царскому граду как их центру (Откровение 21:22-24). В новом Иерусалиме Божий народ будет наслаждаться беспрепятственным поклонением и общением с великим Давидовым Царем Иисусом Христом (Откровение 21:3-4). В новом городе не будет храма, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откровение 21:22). Благодаря присутствию Божественного Царя свет городу и народам будет давать Божья слава, а цари земные «принесут в него славу и честь свою» (Откровение 21:24). Новый Иерусалим символизирует в Библии кульминацию образа Иерусалима. Это законченное исполнение царственного предназначения Божьего народа. Новый Иерусалим символизирует время, когда Бог воцарится во всей полноте на земле и будет править через великого Сына Давидова.

См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ГОРОД, ДАВИД, ПРЕСТОЛ, СИОН, ХРАМ, ЦАРЬ.