ИГРА (PLAY) Словарь библейских образов

Игры в Библии охватывают широкий диапазон человеческой деятельности, связанной в основном с приятным времяпровождением, искусством или занятиями спортом. Одна группа образов относится к игре на музыкальных инструментах (Бытие 4:21; 1-я Царств 16:16-17,23; 1-я Паралипоменон 15:16,1921; Псалтирь 32:2; 143:9; От Матфея 11:17; От Луки 7:32; 1-е Коринфянам 14:7). К другой группе принадлежат образы исполнения определенной роли, как в драматическом представлении. В книгах пророков около двух дюжин упоминаний о «блудодействе», то есть об исполнении роли блудодейки. В еще одной категории образов подразумевается желание исполнить роль, для которой человек не подходит, как в случае с горожанами, издевавшимися над Лотом за то, что он хотел выступить в роли «судьи» (Бытие 19:9). В других местах смысл выражается в том, что человек притворяется тем, кем он в действительности не является: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Пр. 18:24). Когда Давид изображал безумие, царь Анхус саркастически заметил: «Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною» (1-я Царств 21:15).

Другой мотив – спортивные игры, в том числе с участием детей. Голос из бури спросил Иова с явной иронией: «Станешь ли забавляться им [левиафаном], как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?» (Иов 40:24; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ). Бог изображает горы приносящими «пищу [бегемоту], и там все звери полевые играют» (Иов 40:15). В Псалтирь 103 перечень Божьего обеспечения в природе включает заявление, что Бог создал левиафана, чтобы он «играл» в море (Псалтирь 103:26). Игры на отдыхе могут также превращаться в языческие оргии, как в ретроспективном взгляде Павла на эпизод с золотым тельцом: «Народ сел есть и пить, и встал играть» (1-е Коринфянам 10:7).

Самые положительные образы игр встречаются в Апокалиптических видениях грядущего тысячелетнего царства. Наиболее яркий среди них – изумительная уличная сцена в новом Иерусалиме, описанная у Захарии, когда старцы и старицы будут сидеть на улицах города, которые «наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Захария 8:4-5; см. также Иеремия 30:18-19; 31:4,13–14). В аналогичном видении мирного царства у Исаии «младенец будет играть над норою аспида» (Исаия 11:8).

Если образ игры распространить на шутки, самым ярким библейским примером будет Иисус. Речи Иисуса и Его споры с противниками (и порой с друзьями) наполнены причудливыми и шутливыми образами. Одна из самых характерных риторических фигур в притчах и речах Иисуса выражается в использовании образов исполинского размера – комическом преувеличении с целью добиться согласия слушателей и попутно вызвать у них улыбку. Кроме того, Иисус часто прибегал к игре слов (напр., когда дал непостоянному Петру прозвище «Камень») и иронии (напр., когда спросил народ, каким он представлял себе сурового пустынника Иоанна Крестителя, хотел ли он увидеть в нем разодетого щеголя [От Матфея 11:7-8]).

См. также: ДОСУГ, ИСПОЛИНСКИЕ РАЗМЕРЫ И ДЕЛА, МУЗЫКА, СПОРТ.