ГУСЛИ, ЦИТРЫ (HARP) Словарь библейских образов

В Бытие 4:21 сказано, что использование гуслей восходит к некому Иувалу, «отцу всех играющих на гуслях и свирели». В Библии гусли, в основном, упоминаются в связи с праздниками или трауром, причем первый случай встречается чаще. Есть намеки и на другие области применения. Например, в Псалтирь 48:5 звучание гуслей сопровождает раскрытие загадки псалмопевца, а искусная игра на гуслях Давида успокаивала Саула, когда на него приходил «злой дух от Бога» (1-я Царств 16:16,23; 18:10).

Игра на гуслях была также частью официальных мероприятий израильской обрядовой жизни. При богослужениях эта обязанность возлагалась на специально выделенных для этой цели лиц (1-я Паралипоменон 15:16,21; 16:5; 25:3, 6 {«цитры»}). Эта обрядовая сторона служит, по-видимому, наилучшим объяснением неоднократного упоминания о гуслях в псалмах. Кроме того, игра на гуслях сопровождала пророчества (1-я Царств 10:5; 4-я Царств 3:15). Таким образом, гусли были инструментами, игра на которых сопровождала поклонение и божественную речь. Нагляднее всего этот образ представлен в псалмах и в пророческой литературе.

В псалмах есть множество мест, в которых верующие призываются возносить хвалу Господу на гуслях (среди прочих инструментов). Пение и музыкальное сопровождение служат достойным выражением любви к Богу и преданности Ему. Поводом для прославления могли быть возвращение ковчега в Иерусалим (2-я Царств 6:5), победа в битве (2-я Паралипоменон 20:28) или освящение стены Иерусалима (Неемия 12:27). Чаще, однако, псалмопевец призывает молящихся прославлять Господа на гуслях по менее конкретным причинам: за предоставление спасения (Псалтирь 42:4; 56:9; 80:3; 97:5), за то, что Бог Такой, Какой Он есть (Псалтирь 32:2; 91:4; 150:3), за Его верность (Псалтирь 70:22). В Псалтирь 136:2 бедствия вавилонского плена вызвали такой плач, что пение прекратилось: «На вербах посреди его повесили мы наши арфы». В Откровение 5:8-9 двадцать четыре старца поют «новую песнь» хвалы Агнцу. В Откровение 14:2-3 новую песнь поют уже 144 000 искупленных – символическое число, изображающее церковь, которая состоит из «победивших зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откровение 15:2).

Но гусли связываются не только с прославлением Бога. Игрой на них сопровождается также пророческое слово суда над народами: Моавом (Исаия 16:11), Тиром (Исаия 23:16 {«цитру»}; Иезекииль 26:13 {«цитр»}). Игрой на гуслях сопровождается истребление непокорных народов (Исаия 30:32 {«цитрами»}). Пение под гусли изображается иногда символом греховной радости нечестивых. Но такое пение прекратится, когда Яхве опустошит землю (Исаия 24:8). В последний раз этот образ использован в Откровение 18:22 применительно к разрушению Вавилона – символа мирского противодействия Богу. В Книге Даниила игрой на гуслях сопровождается поклонение идолам (Даниил 3:5,7,10,14). Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклониться истукану, что послужило причиной известного эпизода с раскаленной печью. Хотя игра на гуслях использовалась и в поклонении Израиля Богу, она не гарантировала надлежащего поклонения: самодовольство и беспечность при поклонении осуждались (Амос 6:5; Исаия 5:12; 14:11 {«со всем шумом» = под музыку гуслей}; 16:11).

Для многих наиболее ярким образом гуслей в Библии служат золотые гусли в небесном видении Откровения (Откровение 5:8 {в греч. тексте слово «золотые» может относиться также к гуслям}; 14:2; 15:2). В данном случае значение имеет не столько звук гуслей, сколько материал, из которого они изготовлены. Они принадлежат к категории образов предметов, как бы покрытых эмалью, – в них сочетаются твердость материала и блеск света, дающие представление о сфере, выходящей за рамки «мягкого», растительного и циклического земного мира.

См. также: МУЗЫКА, ТРУБА.

Библиография:

О. Keel, The Symbolism of the Biblical World (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1997, 346–352;

V.H. Matthews and I. H. Jones, «Music and Musical Instruments». ABD 4:930–39.