ГРЕХ (SIN) Словарь библейских образов

Грех – столь же распространенный библейский образ, как и благодать. В Писании приводятся омерзительные подробности разного рода греховных дел от мелкого жульничества (Деяния 5:1-11) до жертвоприношения детей (Иеремия 7:31), от словесных оскорблений (2-я Царств 16:5-14) до изнасилования с убийством (Книга Судей 19). Потрясающее разнообразие греха в Библии отражает полноту человеческой порочности, подтверждая обоснованность заявления: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (От Иоанна 8:7).

Примеры и персонификация греха показаны уже на первых страницах Библии. Показательным примером служит грехопадение Адама и Евы (Бытие 3). Во вкушении запретного плода – символизирующем такие разные грехи, как обман Божества, неверие в божественное провидение, непослушание слову Бога, с последующим посрамлением и наказанием – выражается парадигма греха. В следующем рассказе о Каине и Авеле грех принимает осязаемую и персонифицированную форму – Бог предупреждает Каина: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Бытие 4:7). Грех подкрадывается как охотник из-за двери и отбрасывает длинную и темную тень на всю человеческую историю. В других переводах грех изображается «притаившимся» у двери, как хищник, ставший домашним животным в силу долгой привычки (ср. К Римлянам 7:9). Дальнейшее содержание Бытия свидетельствует, что у хищника нет недостатка в жертвах; в их число входит весь человеческий род, о котором Бог говорит, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Бытие 6:5) – например, строители Вавилонской башни (Бытие 11) и греховные жители городов Содом и Гоморра (Бытие 19). И это всего лишь первые главы книги, значительная часть которой посвящена человеческой греховности.

Богатый словарный запас, относящийся в Библии ко греху, основывается на метафорах (как это характерно для языка в целом). Самые распространенные в Ветхом Завете термины мы видим в Исход 34:7: «вина и преступление и грех». Вина (евр. awon) происходит от слова «извиваться» или «крутиться». Преступление (pesa) – это нарушение закона. Грех (hattáa) означает промах или отход от пути. Основной новозаветный термин – hamartia, этимология которого связана с промахом при стрельбе из лука. В реже встречающемся слове paraptoma подразумевается мысль о падении или потере пути. В слове parabasis («преступление») тоже выражается очевидный смысл отхода от правильного пути (Иуда в Деяния 1:25) или перехода установленных границ (Иакова 2:9). Но эти и другие библейские термины, обозначающие грех, стали настолько распространенными, что стоящие за ними метафоры утратили значение из-за частого употребления в повседневной речи. Остались лишь синонимичные и взаимозаменяемые обозначения греха.

Что же такое грех? Он часто изображается формой тирании или рабства. Грех уловляет грешника в узы беззакония (Притчи 5:22) и запинает жертву (К Евреям 12:1). Смысл предупреждения, обращенного Богом к Каину: не позволять греху господствовать собой (Бытие 4:7), сводится к тому, что грех действует как надсмотрщик за рабом. Псалмопевец воспринял предупреждение и молился, чтобы им не овладел грех (Псалтирь 118:133).

Иисус наставлял, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (От Иоанна 8:34). Павел испытал рабство греху на собственном опыте как человек, который был «продан греху» и сделался «пленником закона греховного» (К Римлянам 7:14,23; ср. К Римлянам 6). В сущности, «все заключены под грехом» (К Галатам 3:22).

Грех подобен падению или отходу от надлежащего пути. Иезекииль писал, что серебро и золото стали для детей Израиля «поводом к беззаконию» (Иезекииль 7:19). Согрешить значит сбиться с пути, совратиться на свою дорогу (Исаия 53:6; ср. Даниил 9:11). Хотя грех – своего рода скитание, он не бывает случайным. Автор Притчей и пророк Исаия отмечают, что ноги грешника «бегут ко злу» (Притчи 1:16; Исаия 59:7; ср. Иеремия 8:6: «Каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение»).

Грех обходится дорого, и он непригляден. Его можно сравнить с долгом, требующим уплаты. Грех заслуживает наказания (Иов 8:4) и может быть вменен в вину (Деяния 7:60). Его можно также сравнить с неизгладимым пятном. Грех можно сравнить с багряным, темно-красным цветом (Исаия 1:18; см. ЦВЕТА).

Грех несет смерть. Связь греха со смертью подчеркивается в Торе неоднократными постановлениями о необходимости принесения жертвы за грех с пролитием крови. Мысль о цене и смертоносности греха выражается в известном изречении Павла: «Возмездие за грех – смерть» (К Римлянам 6:23; ср. К Римлянам 5:12). Быть грешником значит быть «мертвым по преступлениям и грехам» (К Ефесянам 2:1; ср. К Колоссянам 2:13). Павел даже персонифицирует грех в образе убийцы или палача: «Грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (К Римлянам 7:11). Или же он изображается матерью смерти – «сделанный грех раждает смерть» (Иакова 1:15). Вариантом мотива греха как смерти служит библейский образ греха как болезни, от которой надо избавиться (Псалтирь 31:1-5; 102:3; Исаия 53:5; От Матфея 9:2,5; От Марка 2:5,9; От Луки 5:20,23; 1-е Петра 2:24).

Библия насыщена образами повсеместного распространения греха, но в то же время она предлагает радикальное средство от него (см. ПРОЩЕНИЕ). Чтобы покончить с грехом раз и навсегда, Иисус Христос стал персонифицированным грехом на кресте: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2-е Коринфянам 5:21). Иисус покончил с охотником за Каином, уплатив цену за грех: «Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему... что за неправды его сделано удовлетворение» (Исаия 40:2). Или: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (К Римлянам 4:8; ср. Псалтирь 31:2).

Следствием смерти и воскресения Иисуса Христа стало полное уничтожение ущерба, наносимого грехом. Его победа освободила от зависимости от греха (От Иоанна 8:36; ср. К Римлянам 6; 8:2). Его Кровь стала источником очищения от «греха и нечистоты» (Захария 13:1), который может «омыть меня от беззакония моего» (Псалтирь 50:4) и «как снег убелить» багряные пятна (Исаия 1:18). Грех невозможно утаить от Бога, но его может покрыть Христос (Псалтирь 31:1; 84:3; ср. Исаия 14:17). Хотя «грех мой всегда предо мною», благодать искупления может «изгладить все беззакония мои» (Псалтирь 50:5,11; ср. Исаия 43:25) и «взять грехи наши» (1-е Иоанна 3:5; ср. К Евреям 9:28). Как далеко от нас Бог удалил «беззакония наши»? «Как далеко восток от запада» (Псалтирь 102:12).

Бог не только очищает и удаляет грех, Он также забывает его. Бог говорит, что «грехов твоих не помяну» (Исаия 43:25; ср. Иеремия 31:34; К Евреям 8:12). Мысль о забвении Богом прощенного греха ярко выражается у пророка Михея: «[Бог] изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Михей 7:19; ср. Исаия 38:17: «Ты... бросил все грехи мои за хребет Свой»).

Слово грешник может использоваться в уничижительном смысле, например, когда фарисеи спросили учеников, почему Иисус ест «с мытарями и грешниками» (От Матфея 9:11). Но в устах кающегося оно служит выражением чистейшего благочестия: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (От Луки 18:13). Грех и его синонимы используются во многих других выразительных речевых оборотах Библии. Хотя эти обороты нельзя считать образами в строгом смысле слова, присущая им яркость делает их символическими: «вина отцов» (Исход 20:5); «наказание за грех ваш, которое постигнет вас» (Числа 32:23); «грехи юности моей» (Иов 13:26; Псалтирь 24:7); «если же правый глаз твой соблазняет тебя» (От Матфея 5:29); «прости нам долги наши» (От Матфея 6:12); «не будет прощения вовек» (От Марка 3:29); «прощаются тебе грехи» (От Луки 7:48); «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (От Иоанна 1:29); «все согрешили и лишены славы Божией» (К Римлянам 3:23); «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (К Римлянам 5:20); «Христос умер за грехи наши» (1-е Коринфянам 15:3); «иметь временное, греховное наслаждение» (К Евреям 11:25); «если говорим, что не имеем греха» (1-е Иоанна 1:8); «если исповедуем грехи наши» (1-е Иоанна 1:9). И самое яркое среди всех: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:5-6).

См. также: БУНТ, ВИНА, ГРАБЕЖ, ГРЕШНИК, ЖЕРТВА, ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, ИДОЛЫ, ИЗНАСИЛОВАНИЕ, ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ, ИСКУСИТЕЛЬ, СОВЕРШЕНИЕ ГРЕХА, ПРЕТКНОВЕНИЕ, ОТПАДЕНИЕ ОТ НЕВИННОСТИ, ОТСТУПНИЧЕСТВО, ПОКАЯНИЕ, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ, СЕРДЦЕ, УБИЙСТВО, ЧИСТОТА.