ГРАД (HAIL) Словарь библейских образов

В Сирии и Палестине градом часто сопровождаются грозы. Когда это происходит, он наносит ущерб посевам, виноградникам и масличным садам. В Библии с градом часто связываются гром, вспышки молнии, дождь и снег (Псалтирь 77:47-48; 148:8), и, подобно вышеперечисленному, град изображается небесным оружием.

Когда такие «природные» бедствия, например, молнии и наводнения, приводили к человеческим потерям, люди в древних культурах связывали эти события с наказанием или личной местью сил, вызывавших бурю. Как таковой град в библейские времена неизбежно ассоциировался со страхом и образами опустошения. Ничего не зная о метеорологических условиях, вызывающих град, древние представляли себе небесные хранилища, наполненные водой, снегом и льдом (Иов 38:22). Эти запасы оружия хранились на день битвы и войны (Иов 38:23). В глазах еврейского поэта Бог как Небесный Воитель потрясал этим оружием так, что «от блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные» (Псалтирь 17:13).

В нескольких случаях библейский образ града становится частью более широкого представления о Божьей силе. В вопросе «видел ли сокровищницы града?» подразумевается, что Божья власть над природой, смысл которой человек постичь не может, является достаточным ответом на жалобу Иова (Иов 38:22). Псалмопевец привлекает внимание к Богу, Который «бросает град Свой кусками» (Псалтирь 147:6), и к тому факту, что Его слово исполняют «огонь и град, снег и туман, бурный ветер» (Псалтирь 148:8).

Коль скоро Бог пользуется Своими орудиями для наказания, образ града часто появляется в контексте Божьего суда. Аггей показывает град, наряду с ржавчиной и плесенью, как исполнение проклятий, высказанных во Второзаконии (Аггей 2:17; ср. Вт. 28:22). Наказание в виде града обрушивается на фараона (Исход 9:13-35), на отступнический Божий народ (Псалтирь 77:47; Аггей 2:17) и на врагов Израиля (Иисус Навин 10:11). На основании таких прецедентов град становится типичным выражением грядущего Божьего суда (Псалтирь 28:17; 30:30; 32:19; Иезекииль 13:11,13).

Описание сильного града, убивающего людей (Откровение 16:21, обратите внимание на контекст второго исхода; ср. Иисус Навин 10:11), в сочетании с огнем, кровью и горящей серой (Иезекииль 38:22; Откровение 8:7) вводит образ града в эсхатологическую сферу апокалиптического суда.

См. также: БУРЯ, ГРОМ, ДОЖДЬ, МОЛНИЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, ПОГОДА, СНЕГ.