ГОСТЬ (GUEST) Словарь библейских образов

Образ гостя находит выражение в двух разных типах гостей, характерных для общественной среды библейского мира. Один из них – нежданный гость, на которого в древности распространялись щедрые ритуалы гостеприимства (хотя в ряде случаев с некоторыми неожиданностями). Второй – приглашенный гость, которого звали, чтобы отметить какое-то событие и пообщаться с хозяином.

Нежданные гости. В условиях кочевой отчасти культуры ранних ветхозаветных рассказов появление нежданных гостей было обычным делом. Посланники от Бога приходили как гости (Бытие 12:16; 18:1–8; 19:3; 20:3; 2-я Царств 3:20; Книга Судей 13:2-7). В ходе своих странствий Авраам и Сарра стали незваными гостями фараона, а затем Авимелеха, поэтому Сарра подверглась вожделенным домогательствам со стороны обоих (Бытие 12:11-20; 20:1–18). Когда Ревекка проявила себя как избранная Богом невеста Исаака, слуга Авраама постарался попасть к ней в гости (Бытие 24:12-27). Царица Савская сама пришла ко двору Соломона (3-я Царств 10:1-13), как и Руфь на гумно Вооза (Руфь 3:7-14). Во время странствий Давид посетил дом Навала и Авигеи и дом священников (1-я Царств 21:1-10; 25:4–12). Хитрые гаваонитяне, соседи Иудеи, переоделись странствующими путешественниками и явились в гости с заплесневелым хлебом и в изношенной одежде, чтобы заключить мирный договор с сильным народом (Иисус Навин 9:3-15). Елисей жил в гостевой комнате сонамитянки и ее мужа, когда заходил к ним (4-я Царств 4:8-10).

В Ветхом Завете говорится, что положение гостя бывало порой опасным: гостей Лота домогались жители города, чтобы получить сексуальное удовольствие (Бытие 19:1-13); левит, гостивший в доме вениамитянина, утром нашел свою наложницу изнасилованной и мертвой (Книга Судей 19:21-28); гость Иаили, скрывавшийся злодей Сисара, получил место для отдыха, а заодно и кол в висок во время сна (Книга Судей 4:17-21).

В Притчах прелюбодейка неоднократно показана зазывающей в гости (Притчи 2:16-19; 5:3–5; 7:6–27). Одинокий молодой человек, возвращающийся домой в сумерках, становится ее добычей, и учитель взывает: «Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее» (Притчи 7:25). Два персонифицированных женских образа – Мудрость и безрассудство – готовят изысканные пиры для приглашенных ими гостей. Принимающие приглашение безрассудства не знают, что «в глубине преисподней зазванные ею» (Притчи 9:18).

Определенные нормы поведения существовали как для нежданных, так и для приглашенных гостей. Те и другие не должны были оскорблять хозяина неблагодарностью (Притчи 23:1-3,68) или отказом от предлагаемых угощений (От Луки 10:7-8; 1-е Коринфянам 10:27). Они должны были воздерживаться от попыток оказать давление на домашних хозяина, давая приказания слугам, высказывая требования, завладевая тем, что не предлагается, в том числе особым местом за столом (Притчи 25:6-7; От Луки 14:7-11). Они должны были также должным образом одеваться (От Матфея 22:11-14).

Гости могли рассчитывать на проявление заботы – их кормили, им омывали ноги, предоставляли место для отдыха, оберегали. Пиры в честь гостей были обычным делом (Бытие 18:1-8; Есфирь 1:5,9; 2:18; 5:4–12; 3-я Царств 10:4-5; Псалтирь 22:5; Откровение 19:9,17), а упоминания о комнатах для гостей встречаются как в Ветхом, так и в Новом Завете (4-я Царств 4:8-10; От Марка 14:14; К Филимону 1:22).

Приглашенные гости. Приглашенные гости обычно ожидали, что станут свидетелями и участниками какого-то события. На память приходят Артаксеркс и Аман, для которых Есфирь приготовила пир. Братья Иосифа с беспокойством ожидали изысканного обеда, который он приказал устроить для них, когда они вернулись с Вениамином. Даниил отклонил приглашение участвовать в пирах с вавилонскими царями. Псалмопевец прославлял трапезу, приготовленную пред ним Богом (Псалтирь 22:5).

Совершавшие обряд жертвоприношения выступали в роли гостей, приглашенных Богом как свидетелей Его искупления и праведности. Они освящались (1-я Царств 16:5), то есть очищались и готовились к богослужению (Исход 40:9-15). Аналогичным образом освящались те, кто совершал Божий суд (Исаия 13:3). Две эти функции соединились воедино в обещании Господа освятить гостей для «жертвенного заклания» в день суда над Иудеей (Софония 1:7).

Гости служили свидетелями и других событий. Авессалом и Адония пригласили гостей, чтобы они стали свидетелями их попыток завладеть престолом (2-я Царств 15:7-12; 3-я Царств 1:5-10; ср. 1-я Царств 16:13). Гостей Жениха звали, вероятно, не только как участников праздника, но и как свидетелей (От Матфея 9:15; 22:2,10). Ученики были приглашены на вечерю Господню, на которой они стали свидетелями таинства и пророчества, обетования и готовности принести жертву (От Марка 14:12-31). Иногда подразумевалось, что гости должны засвидетельствовать клятву, как в случае с Закхеем, давшим обещание возместить причиненный ущерб (От Луки 19:8), или с клятвой, которую Ирод дал дочери Иродиады (От Матфея 14:7-9).

Человечество – приглашенные Богом гости во вселенной (Бытие 1:26-30; К Евреям 11:13). Псалмопевец пишет: «Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» (Псалтирь 38:13). Хотя под словом «пришлец» может подразумеваться «нежданный гость», оно связывается, скорее, с чувствами автора, а не с желанием Бога. В Библии Бог изображается активно ищущим людей, которые будут Его гостями. Мы чувствуем себя приглашенными гостями: во-первых, потому что люди сотворены Богом; во-вторых, потому что Израиль очень редко искал Бога по собственной инициативе; в-третьих, потому что Бог никогда не остается безучастным к делам любого человека.

Бог принял Свой избранный народ в пустыне (Бытие 15:13-21; Вт. 26:5–8) и на Обетованной земле (Бытие 15:7; Вт. 26:9); пленные вернулись в Иерусалим как гости Бога (Исаия 55:1-3). О Его приглашении знали многие, но вели себя как случайные пришельцы, стремившиеся удовлетворить свои насущные потребности, не оставаясь в общении с Богом. Псалмопевец, как будто бы близко знавший Бога, задается вопросом о возможности человека пребывать в присутствии Божьей святости: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей» (Псалтирь 14:1; ср. От Луки 14:15; 16:9; От Матфея 8:11).

На этот вопрос ответил Иисус, «образ Бога невидимого», сделавший более широким понимание образа гостя. Он приглашал людей к Себе в гости и служил им щедро (От Луки 12:37; 22:27) и смиренно (От Иоанна 13:1-17), а в конечном счете отдал Свою жизнь ради спасения гостей (От Марка 10:45), как того в крайних случаях требовало восточное гостеприимство. Хоть и пребывая в человеческом обличии, Он расширил приглашение, сделанное Богом Израилю. И принять Его приглашение было легко (От Матфея 12:28; От Иоанна 1:10-14); если люди хотят быть гостями Бога, им всего-навсего надо пригласить Иисуса войти в свою жизнь. Иисус радикальным образом изменил представления людей о госте, ибо, будучи Мессией, Он не соответствовал тому типу гостя, которого они ожидали.

По обычаю, хозяин своим предложением, а гость своим согласием как бы заключали молчаливое соглашение (2-е Иоанна 1:10-11). Фарисеи осуждали Иисуса за то, что Он заходил к «грешному человеку» (От Луки 19:7), так как они учили, что даже пребывание в доме нечистого делает человека нечистым или, по крайней мере, затрудняет процедуру освящения (От Иоанна 18:28). Поэтому Петру не так-то легко было согласиться пригласить посланцев Корнилия к себе в дом, а позднее самому принять приглашение Корнилия (Деяния 10:13-16,28). Иисус же охотно проводил время с грешниками (От Матфея 9:9-11). Он Сам вызвался прийти к Закхею и в результате столкнулся с фарисеями, поскольку стал гостем человека, которого они никак не могли признать достойным внимания (От Луки 19:2-7). Это напоминает рассказ о свадебном пире, на который в итоге позвали самых разных людей, когда гости, получившие первоначальное приглашение, отклонили его (От Матфея 22:2-14; От Луки 14:16-24). Иисус был гостем грешников и с несомненной ясностью провозгласил, что общение с Богом возможно только в том случае, если приглашение распространяется на Него (Откровение 3:20; От Иоанна 14:6).

Иисус приглашает гостей из всех народов на пир общения с Богом (Исаия 25:6-8; 55:1–5; Откровение 19:9). Это великая брачная вечеря в Небесном Царстве, последний пир с хозяином и гостями, отчасти завершающий яркое видение Иоанна и библейский рассказ в целом (Откровение 22:17).

См. также: БОГ КАК ХОЗЯИН, ГОСТЕПРИИМСТВО, ПИР, ПРИШЕЛЕЦ.