ГОРА (MOUNTAIN) Словарь библейских образов

В описаниях библейского ландшафта в изобилии фигурируют горы и холмы, о которых упоминается примерно пятьсот раз. В Библии нет четкого разграничения между горами и холмами. Те и другие представляют собой возвышенный участок или район. Хорошо известный риторический прием библейского параллелизма заключается в том, что необходимость в аналогичных терминах в следующих друг за другом строках приводит к использованию стандартных парных понятий. «Горы и холмы» – одна из таких распространенных пар и встречается около сорока раз.

Парадоксально, но факт: библейское значение собственно горы еще более неопределенно. Горы могут символизировать прибежище и безопасность, а могут и угрозу военного истребления. Горы порой рисуются недоступными, бесплодными и необитаемыми, но вместе с тем они показаны местом, где Божий народ будет жить в довольстве и изобилии. Как места совершения религиозных обрядов вершины гор предстают одновременно местами языческого Поклонения, которое Бог осуждает, и истинного поклонения, которое Бог предписывает. Горы и холмы играют в Библии роль как физических объектов, так и духовных символов.

Горы как физические объекты. Будучи важнейшим источником символики и метафор, горы также имеют в библейском мире существенное значение как физическое явление. Горы и холмы всегда представляли собой естественную преграду, легко становившуюся географической и политической границей (Иисус Навин 15:8-16). Неблагоприятные условия делают их бесплодными и часто малонаселенными. Неизменный внешний вид делает их эталоном постоянства и прочности. Природные особенности (крутые склоны, каменистая поверхность, отвесные скалы) делают их стратегически важными крепостями (Книга Судей 6:2). Множество расселин и укромных уголков делают их местами, где можно спрятаться и найти прибежище, когда надо скрыться в бегстве от кого-то.

Эти физические особенности гор придают им черты дикости, недоступности и чуждости цивилизации. Есть около сотни библейских упоминаний о «горной стране», в которых выражается мысль о малонаселенности и несовместимости с тем, что можно считать цивилизацией. Люди бегут в горы, когда их город разрушается (Бытие 14:10; 19:17), и Лот жил в полуварварском состоянии в горной пещере, избегая цивилизованных условий (Бытие 19:30). Именно в горах скитались гонимые христиане в овечьих или козьих кожах (К Евреям 11:37-38), и именно там несчастная дочь Иеффая оплакивала свое девичество в течение двух месяцев (Книга Судей 11:37-39). Идумеи, потомки грубого Исава, выбрали себе вполне подходящее место жительства в горной стране (Бытие 36:8-9).

Инородные качества гор подкрепляются в Библии и другими характерными образами. Там прячутся беглецы (1-я Царств 26:1), там укрываются разгромленные войска (1-я Царств 14:22), там воины преследуют своих врагов (Плач Иеремии 4:19), там собираются войска (1-я Царств 17:3) и там устраивают засады (Книга Судей 9:25). Короче, горы и холмы выглядят непривлекательными местами. Там охотятся (1-я Царств 26:20); единственно возможные сельскохозяйственные занятия на холмах – это разведение виноградников (Иеремия 31:5) и выгон на пастбища овец (От Матфея 18:12) или скота (Псалтирь 49:10), но не выращивание зерновых, требующее возделывания земли. Для паломников, направлявшихся в Иерусалим, горы представляли опасность, от которой защищал Бог (Псалтирь 120:1-3).

В более положительном плане возвышенное положение холмов и гор делает их удобными местами для получения видений (Вт.34:1–4; Откровение 21:10) и для благовествования (Исаия 40:9; 52:7; От Матфея 5:1). Заключение завета, предоставление закона и возобновление завета совершаются на горах, которые в силу своей незыблемости остаются памятниками завета (Исход 1920; Вт. 9 – 10). С них также провозглашаются важные сообщения – например, проклятия и благословения с Гевала и Гаризима (Вт. 27 – 28) или слово Божье с Сиона (Исаия 2:3; Михей 4:2).

Горы в поэтических образах. Помимо отдаленности и суровости, холмы и горы характеризуются впечатляющими размерами. Недоступность делает их неведомыми и придает им налет таинственности. Вполне наглядная необъятность делает их символами чудовищных размеров. Именно эти их качества поражали впечатление библейских поэтов. В своем прощальном благословении Израиля Моисей говорил о «горах древних» и «холмах вечных» (Вт. 33:15). Наиболее яркие образы разрушительных сил природы в псалмах выражаются в сотрясении гор при землетрясениях (Псалтирь 45:3-4) или извержениях вулканов (Псалтирь 103:32) и в лесных пожарах в горах (Псалтирь 82:15).

Будучи признанным эталоном необъятности, горы фигурируют в описаниях Божьей силы. Когда Бог (как мы Его представляем или в форме явления Бога) проявляет Свой гнев «дрожат и подвигаются основания гор» (Псалтирь 17:8). Когда Он сходит и касается гор, они дымятся (Псалтирь 143:5), и «горы, как воск, тают от лица Господа» (Псалтирь 96:5). Горы служат мерилом древности, с которым сравнивается извечное бытие Бога (Псалтирь 89:3). Божья правда сравнивается с мощными горами (Псалтирь 35:7), как и Божья защита Его народа (Псалтирь 124:2). «Ты славен, могущественнее гор хищнических» (Псалтирь 75:4). О силе Бога свидетельствуют даже сотворенные Им горы (Псалтирь 64:7). В учении Иисуса величина гор становится мерилом того, что люди могут делать чрез веру – даже ввергать горы в море (От Матфея 17:20; 21:21).

Холмы и горы в Писании персонифицируются, особенно в праздничном контексте. Они ликуют (Псалтирь 97:8), прыгают (Псалтирь 113:4), шумят от радости (Исаия 44:23) и прославляют Божье имя (Псалтирь 88:13). Они также «препоясываются радостию» (Псалтирь 64:13). Иезекииль изображает Бога обращающимся к горам (Иезекииль 6:3), которые в Михей 6:1-2 призываются слушать суд Господень.

Горы как святые места. Почти с самого начала Библии горы предстают местами трансцендентных духовных переживаний, встреч с Богом или явлений Бога. В Иезекииль 28:13-15 Едемский сад изображается расположенным на горе. Проявив готовность принести в жертву Исаака, Авраам встретился затем с Богом на горе (Бытие 22:1-14). Бог явился Моисею и говорил с ним из горящего куста на «горе Божией Хорив» (Исход 3:1-2), и на том же самом месте встретился с Илией (3-я Царств 19:8-18). Наиболее впечатляющий опыт израильтяне получили на горе Синай (Исход 19), на которую Моисей поднялся в облако, чтобы встретиться с Богом.

Аналогичная картина показана в Новом Завете, где Иисус ассоциируется с горами. Иисус удалялся на гору, чтобы побыть в одиночестве (От Иоанна 6:15), помолиться (От Матфея 14:23; От Луки 6:12) и поговорить со слушателями (От Матфея 5:1; От Марка 3:13). Именно на горе Иисус отверг искушение сатаны (От Матфея 4:8; От Луки 4:5). Преобразился Он тоже на горе (От Матфея 17:1-8; От Марка 9:2-8; От Луки 9:28-36), и на небо Он вознесся с Елеонской горы (Деяния 1:10-12).

Наиболее ясное выражение образ святой горы находит в ветхозаветном мотиве Божьей горы. Выражением этого образа служат две горы – сначала гора Синай, или Хорив, а затем гора Сион, на которой располагался храм в Иерусалиме. Гора Божья обладает всеми атрибутами гор, к которым добавляются некоторые особые нюансы. Гора Божья – это святое место (Исход 19:23; Исаия 11:9), на котором пребывает и царствует Бог (Псалтирь 42:3; Исаия 24:23). Это чрезвычайно грозное место (Исход 19:23), но оно становится местом радушного приема праведных (Исаия 2:2-4). Бог говорит, что насадит народ на Своей горе (Исход 15:17). В метафоре подразумевается изменение условий на горе от бесплодности до плодоносности, от уединенности до активной деятельности.

Изначально Божьей горой был Синай, но с течением времени и перемещением Израиля в обетованную землю Синай сменился Сионом как местом пребывания Бога на земле. Перемещение горы Божьей от Синая к Сиону сопровождалось развитием процесса искупления (о котором пророчествовал Исаия [Исаия 2:1-3; 4:5] и о котором ясно заявляется в К Евреям 12:18-24). Грозная гора святости становится радушной горой (опять же святой), где Божий народ находит прибежище, мир и радость.

В качестве новой Божьей горы Сион походит и не походит на Синай. Обе горы – святые места, обе связаны с явлением и пребыванием Бога, от обеих исходит закон (Исход 1920; Исаия 2:1-5), и обе покрыты облаками и дымом (Исход 19; Исаия 4:5). Но именно в этом внешнем сходстве выражаются коренные преобразования. Сион – святая гора, к которой люди будут стекаться и от которой они не будут отделены (ср. Исаия 2 и Исход 19). Народы захотят получить Божий закон. Облако и дым на Сионе – не угроза со стороны святого Божьего присутствия, а несущие успокоение образы присутствия Бога, Который вел Израиль во время исхода. Сион уже не бесплоден, не необитаем и не мрачен и будет преобразован первым из многих гор. Невзрачный на вид и практически не отличающийся от окружающих его холмов и возвышенностей, Сион станет главой гор (Псалтирь 67:17; Исаия 2:1-5).

Апокалиптические горы. Если одно из средоточий образов гор – псалмы, то другое – провидческие книги. В определенном смысле в них сливаются все темы. Учитывая, что в Апокалиптических видениях физические стихии выступают действующими лицами, не удивительно, что в апокалиптических книгах горы занимают видное место (Исаия 5:25; Иеремия 4:24; Иезекииль 38:20; Откровение 6:14; 8:8; 16:20). В этих поэтических по своему стилю видениях горы и холмы естественным образом воспринимаются как образы метафорического языка (Исаия 5:1; 10:32; 40:4; 41:15; Иеремия 51:25; Михей 1:4). А в видениях Божьего преобразования мира горы выступают участниками Божьего суда над порочным миром (Исаия 17:13; Иезекииль 32:5-6; 33:28; Аггей 1:11) и местом благословения в обновленном мире (Исаия 11:9; 25:6; 30:29; 42:11; Иеремия 31:5; Иезекииль 20:40; Иоиль 3:18; Амос 9:13; Захария 8:3).

Заключение. Горы и холмы – одни из основных библейских образов, по которым можно проследить весь ход развития библейской истории и библейского учения в миниатюре. Они служат естественным фоном, на котором происходит широкий спектр человеческих дел. Как символы они выражают природу Бога. Как места встречи людей со Всевышним они воплощают взаимоотношения Бога и людей в истории и в эсхатоне.

См. также: КРЕПОСТЬ, ПУСТЫНЯ, СИНАЙ, СИОН, УБЕЖИЩЕ, ХРАМ.