ГОМОСЕКСУАЛИЗМ (HOMOSEXUALITY) Словарь библейских образов

О гомосексуальном поведении в Библии говорится редко. В рассказах о попытках гомосексуального насилия в Содоме (Бытие 19) и в Гиве (Книга Судей 19) не используется никаких изобразительных приемов, но об этом говорится в резкой и обличительной манере, вполне соответствующей остальной части повествования. Начиная с Книги Бытие, Содом становится образом ужасного разврата (2-е Петра 2:6-8; Иуды 1:7), однако в таких местах, как Исаия 1 и Иезекииль 16, Содом символизирует, скорее, все грехи как таковые, в том числе прелюбодеяние и пренебрежение судьбой бедных. Безусловно, в Библии речь идет не о «гомосексуализме» как о распространенном явлении, а, скорее, о «гомосексуальном» поведении или об отдельных «гомосексуальных актах». Гомосексуализм как «определение» можно считать современным понятием.

В Левит 18:22 мужеложество запрещается как «мерзость» или «гнусность». Еврейское слово образовано от того же корня, что и «отвращение», и в этом образе выражается мысль о Божьем повелении не допускать такого поведения. В Левит 18 содержатся также заповеди, направленные на предотвращение кровосмешения, прелюбодеяния, принесения детей в жертву Молоху и скотоложества как аналогичных примеров «осквернения» Божьей земли и Божьего народа. Глава завершается предупреждением о возможности свержения с земли тех, кто оскверняет ее своими мерзостями.

В общих рамках образа «предания смерти» (людей, которые заслуживают такого наказания своим поведением) в Левит 20 предписывается наказание смертью за различные половые извращения, в том числе за «мерзость» мужеложества. Образы осквернения, свержения с земли нечистоты и предания смерти в этом разделе Книги Левит настолько выразительны, что современные богословы называют его «кодексом святости» (Левит 1726).

В числе людей, которые не унаследуют Царства Божьего, Павел называет десять категорий «неправедных» (1-е Коринфянам 6:9-10): среди них malakoi (пассивные участники гомосексуального акта) и arsenokoitai (активные участники – наглядный пример мужеложников), наряду с ворами, пьяницами и лихоимцами. В 1-е Тимофею 1:9-10 arsenokoitai ставятся в один ряд с лжецами и клятвопреступниками при перечислении двенадцати категорий нарушителей закона. В этом образе подчеркивается, что закон необходим всем (ибо все мы бунтуем против Бога) и что он ведет нас к принятию Благой Вести, о которой говорится в 1-е Тимофею 1:9-11.

Самая, пожалуй, сильная символика гомосексуального поведения выражена в К Римлянам 1, где говорится о «подмене» Божьей истины и о том, что Бог позволил людям сделать это. Одни бесчестят Бога, заменив Его идолами, и Бог «предал их» похотям сердец (К Римлянам 1:18-25). Других Бог «предал» таким порокам, как зависть, злоречие и самохвальство. В К Римлянам 1:26-27 сказано, что Бог предал постыдным страстям как мужчин, так и женщин, которые «заменили» естественное употребление противоестественным. Эти три образа служат предупреждением, ибо в К Римлянам 2:1 подчеркивается, что людям, подобным образом бунтующим против Бога, не может быть никакого оправдания.

Хотя упоминаний о гомосексуальных актах в Писании немного, они представляют собой яркий образ тех, кто в ослеплении ума отказываются от Божьего дара здоровой половой жизни и заменяют его унизительным и противоестественным поведением. Гомосексуализм становится в Писании символом нарушения основополагающего принципа святости: смешения того, что Господь объявил несовместимым.

См. также: ЖЕНЩИНА, МЕРЗОСТЬ, МУЖЧИНА, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЧИСТОТА.