ГОЛУБЬ (DOVE) Словарь библейских образов

Голубь был прежде всего жертвенной птицей уже со времен Авраама (Бытие 15:9). Согласно Левит 1:14, если в жертву всесожжения приносились птицы, ими должны были быть горлицы или молодые голуби. Неприятная процедура, в ходе которой священник сворачивал голову, выцеживал кровь и надламывал крылья, описана в Левит 1:15-17. В другом месте читаем, что горлицы и голуби были жертвоприношениями бедных, которые не могли позволить себе принести жертву из стада (Левит 5:7; 14:21–22). Но эти люди не были, вероятно, самыми нищими, поскольку были и такие, кто оказывался не в состоянии принести даже птиц (Левит 5:11). Помимо всесожжения, горлицы и голуби приносились также в жертву повинности (Левит 5:7-10; 12:6 [для очищения после родов; ср. От Луки 2:22-24]; Левит 14:22,30 [для очищения от проказы]; Левит 15:14 [для очищения от телесных истечений]). Опрокинув столы продавцов голубей в храме, Иисус пресек деятельность поставщиков жертв для приношения в храме (От Матфея 21:12).

Когда дожди, затопившие землю, прекратились, Ной после неудачного эксперимента с вороном (черным и нечистым, ср. Вт. 14:11–20) трижды посылал голубя (yona). В первый раз он возвратился к ожидавшему его Ною (Noah), поскольку не нашел «места покоя для ног своих» (manoah). Ной простер свою руку и, вероятно, с нежностью взял птицу в ковчег. Во второй раз голубь вернулся со свежим масличным листом в клюве – знаком возрождения природы и, следовательно, появления суши, – и тем самым успокоил Ноя. В третий раз голубь не вернулся, найдя себе другое гнездо. Хотя кроме Бытие 8 о голубе Ноя нигде больше в Библии нет никаких упоминаний и даже намеков, образ голубя с оливковой ветвью в клюве вполне справедливо стал символом мира: буря закончилась.

О ворковании голубя упоминается в Исаия 38:14: «тосковал как голубь» (ср. Исаия 59:11, «стонем, как голуби»; Иезекииль 7:16; Наум 2:7). Воркование голубя может звучать печально, поэтому иногда он служит образом человеческой скорби.

Образ голубя встречается в ряде метафор и сравнений. «И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию» (Осия 7:11). Это сравнение необычно тем, что в нем не выражается никаких положительных качеств. Но та же мысль подразумевается, возможно, в От Матфея 10:16, где говорится, что ученики должны быть мудры, как змеи (ср. Бытие 3:1), и «просты», как голуби. Голуби – безобидные и не особенно яркие птицы, и это может означать, что ученикам надо подражать неведению голубя, во всяком случае когда речь заходит о совершении зла (ср. К Римлянам 16:19).

В Осия 11:11 возвращение Израиля из плена сравнивается со стремительным полетом голубей (ср. с Исаия 60:8, где подразумевается приручение голубей). Израиль, возможно, сравнивается с голубем и в Псалтирь 67:14, но смысл еврейского текста не совсем ясен. Мысль о быстром полете выражается в Псалтирь 54:7: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?». В Псалтирь 73:19 праведный псалмопевец молится, чтобы «душа горлицы» не была предана «зверям». Здесь голубица показана как жертва.

Умение голубя прятаться и гнездиться в незаметных и отдаленных местах лежит в основе сравнений в Песни Песней 2:14 (призыв к возлюбленной оставить свой дом), в Иеремия 48:28 (насмешливый совет жителям Моава найти убежище от Божьего гнева) и в Иезекииль 7:16 (изображение жителей Иерусалима, убегающих от суда). Нежность голубицы, красота ее оперения и глаз, привязанность к самцу и верность ему послужили основанием для сравнений возлюбленной в Песни песней с голубицей (Песни Песней 1:14; 2:14; 4:1; 5:2, 12; 6:9).

Учитывая склонность человека считать, что мир иной располагается у него над головой, в мифах народов всего мира крылатые животные обычно являются символами духовных существ. Поэтому нет ничего удивительного, что наиболее яркий образ голубя появляется в рассказах о крещении, когда Дух Божий сошел с неба, «как голубь» (От Матфея 3:16 и пар.). Не ясно, имеется ли здесь в виду, что Дух принял вид голубя, или же в этих словах выражается мысль о том, каким образом Дух спустился на землю. Но стоит, пожалуй, вспомнить Бытие 1:2, где показаны Дух Божий, вода и образ полета птицы (mеrahepet = «летать» или «носиться», ср. Вт. 32:11). В Талмуде (b. Hag. 15а) полет Духа над водой перед сотворением сравнивается с порханием голубя, а во фрагменте Свитков Мертвого моря 4Q521 в Бытие 1:2 привносится эсхатологический смысл: в последние дни Дух будет носиться над святыми. Образ голубя при крещении, по-видимому, символизирует, что Иисус несет с Собой новое творение.

См. также: ОРЕЛ, ПТИЦЫ, СВЯТОЙ ДУХ.

ГОМОРРА. См. СОДОМ И ГОМОРРА.