ГОЛОС (VOICE) Словарь библейских образов

Для Библии характерен прежде всего не особый визуальный ряд, а интересные звуковые и слуховые образы. Поэтому неудивительно, что такое понятие как голос появляется в современных переводах более трехсот раз. Это слово используется в широком спектре значений, но во всех случаях имеется в виду некое изречение, обычно словесное.

Если вы слышите чей-то голос, вы вступаете в личные отношения с этим человеком. Голос каждого человека уникален и отличается от голосов других людей. Поэтому возлюбленный из Песни песней жаждет услышать голос своей любимой; голос этот сладок для него и отражает ее качества (Песни Песней 2:14). Голос Иисуса тоже сладок для Его последователей. Он говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (От Иоанна 10:27; От Иоанна 10:3-5). Голос Доброго Пастыря уникален; в нем безопасность и уверенность. Овцы знают голос Пастыря.

Голос человека свидетельствует о его чувствах и характере. Громкий крик может указывать на отчаяние (От Матфея 27:46) или гнев (1-я Царств 28:12), в то время как тихий голос говорит о кротости или терпении.

Голос может дать нам больше сведений о ком-то или сделать нас ближе к нему, но он также может быть уклончивым или вызывать неуверенность, как голос Бога. Во Вт. 4:12 сказано: «И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас». Подобным образом, голос с небес в От Иоанна 12:28 вызывает столько же вопросов, сколько дает ответов; неверующим он кажется громом или голосом ангела (см. также От Матфея 3:17; 17:5–10).

Голос Бога – один из основных библейских мотивов, он упоминается более тридцати раз. Иногда он обозначает трансцендентную силу Бога. В Псалтирь 28 грохот бури семь раз назван «гласом Господа» и воспринимается как активное действующее лицо драмы, по мере того как буря возникает над Средиземным морем и движется на восток, к суше.

По причине загадочности и трансцендентности Бога голос Его может вызывать великий страх: «Есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива?» (Вт. 5:26; см. также Исаия 6:8; Иезекииль 1:24; 43:2; К Евреям 12:19). Его голос означает могущество; часто он отождествляется с громом (2-я Царств 22:14; Иов 37:2-5; Псалтирь 17:14; Исаия 30:30), для описания его могущественного вмешательства в жизнь людей. В Послании к евреям говорится о таком вмешательстве: «Глас тогда поколебал землю... ныне дал такое обещание: “еще раз поколеблю не только землю, но и небо”» (К Евреям 12:26). Здесь голос неявно связан также с судом (Исаия 30:31 и От Иоанна 5:25,28, где эта идея выразительно переносится на Христа).

Голос Бога, загадочный и устрашающий, используется в Писании как метафора Его личности. Когда Моисей говорит с Богом в скинии собрания, он слышит «голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения» (Числа 7:89; см. также 3-я Царств 19:13; 2-е Петра 1:17). Это лежит в основе более поздней (арамейской) иудейской практики загадочно называть Бога «Гласом» или «Словом».

Откровение приходит через голоса: Иоанн Креститель – «глас вопиющего в пустыне» (Исаия 40:3; От Матфея 3:3); голос глашатая объявляет Благую Весть Иерусалиму (Исаия 40:2,9; 52:7); мудрость «возглашает на улице» (Притчи 1:20); звучит и голос Самого Бога (Вт. 5:22; Исаия 6:8). Часто выражение «громкий голос» указывает на пророческое объявление (Иезекииль 11:13; От Матфея 27:46; От Луки 1:42; От Иоанна 7:37).

Часто голос откровения упоминается без особых указаний на Бога, тем не менее, имеется в виду общение с Ним. Такие «голоса» делятся на три категории. Небесные голоса люди слышат в определенные моменты, когда божественное соприкасается с человеческим – например, при крещении Иисуса (От Матфея 3:17), Его преображении (От Матфея 17:5) и обращении Павла (Деяния 9:4; см. также Даниил 4:10; см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ). Апокалиптические голоса слышит Иоанн (Откровение 6:1; 10:4; 21:3), они передают призывы с небес. Пророческие же голоса провозглашают Божий замысел, связанный с Его народом.

См. также: ГРОМ, РОТ, УХО, ЯЗЫК.