ГНЕВ (ANGER) Словарь библейских образов

В Библии гнев испытывают и люди, и Бог. Гнев представляет собой эмоциональную реакцию на тот или иной раздражитель. Он может вызывать желание немедленно дать ему выход, но его носители (люди или Бог) сами определяют, надо ли это делать, а если надо, то когда и как. Гнев несет в себе образ огня. Гневом могут «воспылать» как люди, так и Бог (Бытие 39:19; Исход 4:14). Гнев может воспламениться (2-я Царств 11:20 {«разгневается»}), возгореться как огонь (3-я Царств 14:22 {«раздражали»}) или тлеть как угли (Псалтирь 79:5 {«гневен»}). Сходство гнева с огнем выражается в его спонтанном характере, в том, что его трудно подавить, и в его разрушительной силе.

Ветхий Завет. На страницах Писания приводится множество примеров как человеческого, так и Божьего гнева и его выражения. Человеческий гнев связывается обычно с потерей самообладания, в результате чего совершаются злые поступки. Мудрец дает следующую оценку такому гневу: «Гнев гнездится в сердце глупых» (Екклесиаст 7:9). Иаков осудил своих сыновей Симеона и Лeвия за проявление этого смертоносного чувства и проклял их свирепый и жестокий гнев (Бытие 49:6-7). Давид предупреждает читателей о необходимости избегать гнева (Псалтирь 36:8; ср. Иов 36:13). В нескольких притчах говорится, что мудрость заключается в том, чтобы не провоцировать других на гнев (Притчи 15:1; 19:11; 20:2), а также показывается, как обуздание гнева может уберечь человека от неприятностей (Притчи 15:18; 16:32).

Есть также примеры достойных путей выражения гнева. Когда жена Иакова Рахиль позавидовала своей сестре и начала упрекать Иакова за то, что он не дает ей детей, он разгневался, но ответил ей мудрыми словами (Бытие 30:1-2). Твердый отказ фараона отпустить израильтян из Египта сильно разгневал Моисея, но в тексте сказано, что он просто вышел от фараона, не предприняв никаких немедленных действий (Исход 11:8). В псалмах приведено множество примеров гнева, направленного против несправедливых действий жестоких людей (Псалтирь 58:12; 68:25; 89:7–12), а также против Самого Бога (Псалтирь 76:7-10). Суть, по-видимому, заключается в умении контролировать гнев и давать взвешенный ответ (Притч., Книга Судей 9:30; 2-я Царств 12:5; Неемия 5:6).

В Ветхом Завете в подавляющем большинстве случаев проявления гнева речь идет о гневе Божьем, направленном против Его избранного народа или против язычников. Но Божий гнев отличается от человеческого гнева. Божий гнев не сопровождается потерей самообладания. Он просто выражает Божью волю, Его гнев выливается в сознательный суд над грехом – в действия, соответствующие конкретной ситуации и святой и праведной природе Бога. Когда Моисей воспротивился перспективе стать Божьим представителем у фараона, Господь вознегодовал на Моисея, но позволил Аарону заменять его как оратору (Исход 4:13-15). Однако в других случаях Божий гнев не приводил к таким благоприятным последствиям. Когда странствовавшие по пустыне израильтяне возроптали на свои тяготы, гнев Господа воспламенился, и край стана был истреблен огнем (Числа 11:1). Когда народ пожаловался на скудость питания манной, Бог в гневе Своем пригрозил, что люди будут есть перепелов, пока мясо не опротивеет им (Числа 11:10,1820). В Своем гневе Бог повелел Моисею умертвить всех, кто поклонялся Ваал-Фегору (Числа 25:3-4). В Своем гневе Бог воспретил целому поколению неверных израильтян входить в землю обетованную, вынудив их странствовать по пустыне еще сорок лет (Числа 32:10-13; ср. К Евреям 3:11; 4:3). Моисей предупредил израильтян, что надо бояться только Бога, «ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли» (Вт. 6:15).

Когда царь или народ отвергал Бога в пользу иных божеств, гнев Божий воспламенялся особенно сильно (Вт. 7:4; 9:19; 29:20, 23–24, 27–28; 3-я Царств 14:9-11,15). В Книге Судей показано, как Израиль снова и снова возвращался к упованию на Бога. Когда израильтяне отходили от Бога и вызывали Его гнев, Бог предавал их в руки врагов (Книга Судей 2:11-15). Его гнев часто приводил к завоеванию Израиля иноземцами (4-я Царств 13:3), бедствиям или другим несчастьям. Но самым худшим наказанием было то, что Господь лишал народ Своего присутствия (Числа 12:9; 31:16; Вт. 32:16, 21–22; Иисус Навин 23:16; 4-я Царств 17:18). В конце концов Бог отрекся от всего народа, сказав: «И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: «будет имя Мое там»» (4-я Царств 23:26).

Пророки от Исаии до Малахии приводят другие примеры выражения Божьего гнева против Своего народа. Когда Божий народ перестает доверять Ему – служит иным богам, не повинуется Его повелениям или отходит от Его путей, – реакция Бога неизменно выражается в гневе, и этот гнев часто приводит к самым серьезным наказаниям.

В сравнении с этим перечнем ужасных проявлений Божьего гнева не менее сильное впечатление производит другая сторона медали. Когда Божий народ кается в грехе и начинает полагаться на Него, Бог укрощает Свой гнев и изливает милость, сострадание и благословения (Вт. 13:17–18). Давид выражает уверенность, что гнев Бога против Своего народа кратковремен, тогда как благоволение Его – на всю жизнь (Псалтирь 29:6). Псалмопевцы верят, что Бог часто сдерживает Свой гнев и не совершает в полной мере над Израилем того суда, которого тот заслуживает (Псалтирь 77:38; 102:8–9). Обычно Бог прекращает негодовать и прощает грехи народа (Псалтирь 84:4-6). Пророки разделяют убеждение, что Бог отвращает Свой гнев, когда Его народ возвращается к Нему (Исаия 12:1; 48:9; Иеремия 3:12-13; Осия 14:4; Иоиль 2:13; Иона 4:2; Михей 7:18). Лучше всего, пожалуй, эти две истины соединил пророк Наум: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе... Господь долготерпив и велик могуществом» (Наум 1:2-3; ср. Наум 1:6-7).

Гнев Божий не проявляется автоматически, и его нельзя предсказать. Кроме того, Бог никогда не теряет самообладания. Псалмопевцы полагают, что Бог может излить или сдержать Свой гнев в ответ на молитву. Они молят Бога не наказывать во гневе (Псалтирь 6:2; 26:9). В то же время они умоляют Бога восставать во гневе против врагов (Псалтирь 7:7). Общая для псалмов тема – проклятие Божьих врагов, иногда называемых «народами»: «Во гневе Своем Господь погубит их» (Псалтирь 20:10; ср. Псалтирь 55:8; 68:25).

Новый Завет. Когда Иисус сталкивался с Ожесточением человеческих сердец и нежеланием принять Его послание, Он иногда исполнялся гневом (От Марка 3:5). Классический случай выражения Иисусом гнева произошел во время посещения храма, где Он увидел многочисленные злоупотребления (От Матфея 21:12-13; От Иоанна 2:14-16). Храм, который должен быть местом истинного поклонения и служения, саддукеи превратили в место коммерческой деятельности, где меняли деньги и торговали животными. В притче Иисуса о брачном пире царь разгневался, безусловно, совершенно справедливо (От Матфея 22:7; ср. От Луки 14:21).

С другой стороны, когда Иисус обличал жестокосердие многих Его слушателей, они приходили в ярость (От Луки 4:28). Такое же отношение испытал Павел во время проповеди в Ефесе (Деяния 19:28). Павел рассматривал гнев как один из основополагающих элементов греховной природы. Он учил, что проявление гнева характерно для неверующих, а не для христиан (К Галатам 5:20). Тем не менее новозаветные авторы признавали присутствие гнева в христианской жизни. Павел советовал избегать греха во гневе (К Ефесянам 4:26). В то же время, он настоятельно призывал читателей среди прочих пороков избегать и гнева (К Ефесянам 4:31; К Колоссянам 3:8). Иисус наставлял последователей не гневаться на своих братьев (От Матфея 5:22). Родителям не следует раздражать своих детей (К Ефесянам 6:4; К Колоссянам 3:21). Надлежащим образом молитвы должны возноситься без гнева (1-е Тимофею 2:8). Верующий должен быть медлен на гнев (Иакова 1:19), ибо гнев не способствует достижению праведности в жизни человека (Иакова 1:20). Надо не мстить за себя самому, а предоставлять отмщение гневу Божьему (К Римлянам 12:19; ср. Левит 19:18).

О гневе Божьем в Новом Завете говорится в категориях настоящего и будущего. Как и в Ветхом Завете, гнев Божий выражается в Его делах, направленных против человеческой греховности. В нескольких местах показан Божий гнев в настоящем. Иоанн писал, что гнев Божий пребывает на тех, кто отказывается уверовать в Иисуса (От Иоанна 3:36). Павел заявлял, что гнев Божий открывается с неба на тех, кто подавляет истину Евангелия (К Римлянам 1:18; 1-е Фессалоникийцам 2:16). Он учил, что земные власти служат выразителями Божьего гнева для наказания преступников (К Римлянам 13:4). Гнев Божий приходит на сынов противления, хотя в данном случае не совсем ясно, имел автор в виду выражение Божьего гнева в настоящем или в будущем (К Ефесянам 5:6).

Что касается гнева в будущем, Иоанн Креститель утверждал, что наступит «будущий гнев» (От Матфея 3:7; От Луки 3:7). Иисус предсказывал, что придет время Божьего суда над Израилем (От Луки 21:23). Павел писал о грядущем дне Божьего гнева, когда начнется праведный суд над нераскаявшимися грешниками (К Римлянам 2:5,8; ср. К Римлянам 9:22; К Колоссянам 3:6; 1-е Фессалоникийцам 1:10). Те, кто пытается собственными силами соблюдать Божий закон, предстанут перед лицом Божьего гнева (К Римлянам 4:1 5). Получить спасение и избежать грядущего Божьего гнева можно только через оправдание на основании совершенного Иисусом искупления (К Римлянам 5:9; 1-е Фессалоникийцам 5:9). Иными словами, христиане были раньше «чадами гнева», то есть их единственной перспективой была встреча с Божьим гневным судом за грехи, но теперь их положение изменилось (К Ефесянам 2:3). В Откровении о Божьем гневе говорится несколько раз. Свидетели великого дня гнева Агнца скорее всего умрут – настолько грозной будет его разрушительная сила (Откровение 6:16-17). В показанных в Откровении бедствиях раскрывается Божий гнев на Его врагов (Откровение 14:10,19; 15:1, 7; 16:1, 19; 19:15). Гнев служит выражением судного дня, в который нечестивцы будут истреблены, а святые получат награду (Откровение 11:18).

См. также: АД, ДЕНЬ, СУД.

ГОЛЕНЬ. См. НОГА.