ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО (FOLLY) Словарь библейских образов

Глупость в Библии противопоставляется мудрости, а глупец – мудрецу. Современная культура не дает яркого представления о сущности глупости, но в глазах древних она была живой реальностью, не только имеющей совершенно ясный смысл, но и связанной с определенными образами. Классический текст – Книга Притчей, которую дополняют несколько стихов Екклесиаста. В глупости находит выражение одна из частей двойного образа, в котором прямой ее противоположностью выступает мудрость.

Глупцы и глупость как отрицательные образы. В Книге Притчей нарисован разносторонний портрет архетипичного глупца. Глупцы обычно бывают гневными, самонадеянными и эгоистичными. Они легко раздражаются (Притчи 14:17,29; 29:11). Они как будто бы получают удовольствие от ссор и драк (Притчи 20:3). Они полагаются на собственный запас знаний и отказываются слушать советы кого бы то ни было (Притчи 12:15; 28:26). Глупцы выглядят «мудрецами в глазах своих» (Притчи 26:5) и отвергают даже наставления родителей, считая ниже своего достоинства прислушиваться к ним (Притчи 15:5). Глупцы не в состоянии контролировать свои эмоции и действия (Притчи 12:23); им недостает сдержанности во многих сторонах жизни, но особенно это относится к несдержанности на язык (Притчи 10:14; 17:28; 18:13).

С глупцом и глупостью связываются и другие образы. В Притчи 14:24 говорится, что «глупость невежд глупость и есть». Кроме того, глупец слеп. «У мудрого глаза его – в голове его», что позволяет ему здраво мыслить и легко преодолевать жизненные препятствия. Глупый же живет во тьме, сталкиваясь со всякого рода проблемами и трудностями (Екклесиаст 2:12-17; Иеремия 5:21). Наиболее часто повторяющийся образ, связанный с глупостью, выражается в мысли о ее саморазрушительном характере: она вводит глупца в «заблуждение» (Притчи 14:8), ученость глупых – сама по себе глупость (Притчи 16:22), она «разрушает» дом (Притчи 14:1), она «извращает путь» (Притчи 19:3) и обладает такой силой, что даже «небольшая глупость» перевешивает всю «мудрость и честь» человека (Екклесиаст 10:1).

Но самый, пожалуй, развернутый библейский образ глупости и глупца мы видим в Притчи 9, где олицетворением глупости служит безрассудная женщина, приглашающая мужчин разделить с ней трапезу. Она искушает их «водами крадеными» и «утаенным хлебом» (с сексуальным, по-видимому, подтекстом), но как только эти простаки входят к ней в дом, она убивает их (Притчи 9:13-18; см. ОБОЛЬЩЕНИЕ). Безрассудности в этой главе противопоставляется Премудрость.

При изображении дел глупца в Библии используется целый ряд выразительных и даже юмористических образов. Разговор глупцов напоминает удары бича по их собственным спинам (Притчи 14:3). При передаче словесного поручения через глупца вполне можно подрезать себе ноги (Притчи 26:6). Глупый повторяет свою глупость подобно псу, возвращающемуся на свою блевотину (Притчи 26:11). Глупец настолько привязан к своей глупости, что его можно толочь в ступе, но он все равно не откажется от нее (Притчи 27:22).

В другой группе образов демонстрируется склонность глупости к самовыражению. «Сердце глупых высказывает глупость» (Притчи 12:23), «глупый выставляет на показ глупость» (Притчи 13:16), «невежды получают в удел себе глупость» (Притчи 14:18), а безрассудная женщина «шумлива» (Притчи 9:13). Есть также образы, в которых показывается, до какой степени глупость завладевает жизнью глупца: лучше встретить медведицу, нежели глупца с его глупостью (Притчи 17:12), и глупость привязывается к сердцу юноши настолько, что удалить ее может только «исправительная розга» (Притчи 22:15). Глупость может стать ненасытной потребностью, ею питаются «уста глупых» (Притчи 15:14) и ее они, сами того не сознавая, «изрыгают» (Притчи 15:2).

Безрассудного глупца, не слушающего Его мудрые слова, Иисус сравнивал с человеком, который строит дом не на камне, а на песке (От Матфея 7:24-27). В другой притче Иисус изобразил тех, кто не ожидает Его возвращения, в виде неразумных дев, не взявших достаточно масла для своих светильников, чтобы встретить жениха (От Матфея 25:1-13). А в притче Иисуса о безрассудном земледельце, полагавшемся на свое богатство (От Луки 12:13-21), Бог назвал поглощенного земными интересами человека «безумным».

В этой развернутой картине глупости показаны также ее глубинные причины. Богословская причина заключается в том, что «сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (Псалтирь 13:1). Это подтверждается и противоположного рода примером, что «начало мудрости – страх Господень» (Притчи 1:7; см. СТРАХ БОЖИЙ). Вторичными причинами саморазрушительного поведения являются отсутствие наставления (Притчи 5:23) и неоправданная уверенность в собственной мудрости (Притчи 3:7; 16:2; 30:12).

Мудрые глупцы. Хотя в Библии и не придается особенно большого значения архетипичному литературному образу мудрого глупца, в Новом Завете этот мотив присутствует. Ключевой отрывок – 1-е Коринфянам 1:18-31, где Павел пишет, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых», а само Евангелие символизирует «немудрое Божие», которое «премудрее человеков».

См. также: КНИГА ЕККЛЕСИАСТА, КНИГА ПРИТЧЕЙ, МУДРОСТЬ, ПРОСТОФИЛЯ, СТРАХ БОЖИЙ, УЧИТЕЛЬ.