ГЛУБИНА, БЕЗДНА (DEEP) Словарь библейских образов

Связанные с глубиной образы подпадают в Библии под пять категорий. Простейшая из них – «физическое расположение на большом расстоянии от поверхности земли». Глубоким может быть болото (Псалтирь 68:3), на глубину могут уходить корни растения (Псалтирь 79:10 {«утвердил» в значении «углубил»}), глубокими бывают воды (Псалтирь 68:2; Притчи 20:5; От Луки 5:4), пропасть (Притчи 22:14; 23:27), укрытие (Иеремия 49:30 {«пропасти»}) или колодец (От Иоанна 4:11).

Как это почти всегда бывает, метафорическое значение основывается на физических свойствах явления. Исходя из физического понимания глубины как большого расстояния и сокрытия от взгляда, слово становится метафорой глубокого мрака (пятнадцать случаев, девять из которых в Книге Иова) и сна (восемь случаев). Глубокими могут быть не только тьма и сон, но и вина (Ездра 9:7 {«великая»}), зло в человеческом сердце (Псалтирь 35:2 {«говорит [глубоко] в сердце моем»}; 63:7) и тайные замыслы (Исаия 29:15). Основываясь на образном представлении, связывающем высоту с эмоциональным подъемом, а глубину со страданием и унынием, псалмопевец взывает к Богу «из глубины» (Псалтирь 129:1), под которой в контексте оригинала подразумевается также море скорбей. С другой стороны, если в определении «глубокий» выражается мысль о познании вещей, не лежащих на поверхности, оно легко становится метафорой внутреннего, в отличие от поверхностного. В этой связи мы видим ссылки на «глубины Божии» (Иов 11:7; Даниил 2:22 {«глубокое и сокровенное»}; 1-е Коринфянам 2:10) и на глубокие помышления Бога (Псалтирь 91:6; К Римлянам 11:33 {«бездна»}), а также на «воздыхания неизреченные», которыми Дух Святой ходатайствует за верующих.

Чаще всего в Библии говорится о «глубинах» или о «бездне». Около сорока из таких образных упоминаний относятся к океану или морю. Евреи не были мореходами – характеристика псалмопевцем моря как «великого и пространного» (Псалтирь 103:25) выглядит достаточно неопределенной в сравнении с предшествующим подробным описанием жизни на земле. В глазах евреев море выглядело грозным и чуждым прибежищем чудовищ и местом, где разражаются бури. Одним из основных признаков моря для евреев была его глубина, в которой подразумевалась грозная, неудержимая и таинственная сила, неподвластная человеческому пониманию. Примерами могут служить слова в рассказе о творении о «тьме над бездною» (Бытие 1:2; ср. Притчи 8:28), Красное море, через которое Бог перевел израильтян и в котором погибли египтяне (Исход 15:5,8; Псалтирь 76:17; 105:9), и море, куда был ввержен Иона (Иона 2:4,6).

В ссылках на море как на «бездну» выражаются космологические представления ранних библейских авторов, хотя трудно провести четкое различие между космологическими и просто метафорическими заявлениями. Кажется достаточно ясным, например, что, по представлениям древних евреев, море питалось источниками или родниками (Бытие 7:11; 8:2; Иов 38:16 {«глубину»}; Притчи 8:28). Кроме того, в воображении евреев присутствовала картина трехъярусного мироздания, в которой земля располагалась между небом сверху и «бездной» снизу (Бытие 49:25; Вт. 33:13; Псалтирь 134:6). В тех же самых «глубинах» обитают морские чудовища и силы хаоса, подобные тем, которые показаны в Псалтирь 73:13-14 (см. ЧУДОВИЩА).

За этими древними космологическими представлениями могут стоять отголоски других древних мифов, хотя это достаточно спорный вопрос. Одно из основных еврейских слов для обозначения бездны, tеhom (множество воды), происходит от того же корня, что и «Тиамат», имя вавилонской богини, олицетворявшей хаос. Она была убита богом Мардуком, вогнавшим ей в пасть мощный ветер. Затем Мардук из одной половины ее тела создал небесный свод, а из другой – землю. Следы этого мифа некоторые исследователи видят в Бытие 1:1-10, рассказе, который заканчивается отделением суши от собрания вод под небом: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:2). Ветхозаветная символика борьбы Бога с бездной и ее морскими чудовищами тоже может основываться на хананейских источниках.

Библейские авторы пишут не только о глубинах моря, но и о глубинах земли. Образ «глубин» неизменно ассоциируется с шеолом, могилой, преисподней, пропастью и бездонной ямой, и в каждом случае подразумевает смерть (прекращение существования) и/или ад (наказание после смерти). Иногда глубины земли обозначают могилу (Псалтирь 62:10; 85:13; К Римлянам 10:7). Такие образы могут, разумеется, служить метафорами бедствий, страданий или уныния (Псалтирь 70:20; 87:7). В других случаях под этим образом подразумевается не обычная смерть, а подобие ада, где живут бесы и наказываются нечестивые (Притчи 9:18; От Луки 8:31). Порой бывает невозможно понять, переходит ли образ границу, отделяющую смерть от ада (напр., Исаия 14:15). Особое место в этом отношении занимает Псалтирь 138:15, где говорится, что зародыш автора «образуем был во глубине утробы», – намек на древний миф, согласно которому все живые существа были образованы космической утробой в центре земли.

Отдельного упоминания заслуживает «бездна» в апокалиптических видениях как сочетание глубин моря и земли. В Книге Откровение все ужасные образы зла поднимаются либо из океана, либо из земли (напр., Откровение 9:1-2; 13:1, 11), напоминая нам, что в Ветхом Завете бездна и ее союзники показаны врагами Бога. Звери и антихрист, выходящие из бездны в конце времен (Даниил 7:3; Откровение 11:7), сражаются с теми, кто твердо держится Божьего слова. В Откровении бездна находится под контролем Бога, и, тем не менее, Он позволяет зверю и сатане выходить из нее, и их богохульство соблазняет многих (Откровение 20:1-10; ср. Откровение 13:1-8). После окончательного поражения сатаны и зверя небо и земля создаются заново, «и моря уже нет» (Откровение 21:1). Теперь единственным напоминанием о бездне служит «озеро огненное», место вечных мучений зверя и проклятых.

От начала и до конца Писания в образах «бездны» и «глубин» выражается предупреждение об опасности, связанной с хаосом, злом и смертью. «Бездна» в Библии – один из основных негативных образов, то есть место или расположение души, которого следует всячески избегать, но которого в полной мере избежать не в состоянии никто.

См. также: КОСМОЛОГИЯ, МОРЕ, СМЕРТЬ, ТЬМА, ХАОС, ЧУДОВИЩА, ЯМА.

Библиография: О. Keel, The Symbolism of the Biblical World: Ancient Near Eastern Iconography and the Book of Psalms (Warsaw, IN: Eisenbrauns, 1997 repr.).