ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ (EYE, SIGHT) Словарь библейских образов

Орган зрения в Библии часто упоминается в буквальном смысле (напр., Бытие 3:6; 30:41). Глаза считались показателем красоты (1-я Царств 16:12; Песни Песней 1:14; 4:1, 9; 5:12; 6:5; 7:5), а жестокое наказание путем выкалывания глаз врагу свидетельствовало, что ослепление было надежным способом вывести человека из строя (Книга Судей 16:21; 4-я Царств 25:7; Иеремия 39:7). В то же время, зрение относится к распространенной категории духовных образов, по всей видимости, благодаря его очевидной связи со светом. Духовное зрение или прозрение служит обычной метафорой на всем протяжении Библии. В образе глаз, часто в сочетании с ушами, выражается мысль о духовном восприятии или познании (напр., Притчи 20:12; 22:12; Исаия 6:10). Следует, однако, отметить, что зрению в Библии придается менее богословский смысл по сравнению со слухом.

Примечательно, что в Библии отсутствует распространенное в большинстве религиозных традиций понятие «дурной глаз» (хотя, возможно, в К Галатам 3:1 содержится завуалированный намек). Вера в «дурной глаз» осуждалась проповедниками ранней церкви.

Всевидящий Бог. Одна из групп образов связана с антропоморфическим пониманием Бога, Который метафорически изображается наделенным человеческими частями тела. Бог часто показывается как обладающий обычными органами зрения (напр., Псалтирь 32:18). В рассказе о сотворении мира Бог смотрит на Свое творение (Бытие 1:4,10). Увиденное получает нравственную оценку – «это хорошо». В более широком смысле, Бог видит все, что происходит на земле. Он всеведущ (Иов 28:10; Псалтирь 138:16; Притчи 15:3; К Евреям 4:13). Мысль о способности Бога видеть все Иезекииль подчеркивает в описании своих видений Бога в окружении живых существ, покрытых глазами (Иезекииль 1:18; 10:12).

Иногда Бога просят увидеть (Псалтирь 16:2; 2-я Паралипоменон 6:20). Он видит злые дела, совершаемые людьми (Иеремия 16:17), хотя иногда говорится, что Ему не свойственно смотреть на зло (Аввакум 1:13). Действительно, Бог может закрывать глаза, и при этом подразумевается, что помощи не будет (напр., Исаия 1:15-16). Дела, которые видит Бог, иногда неизбежно заканчиваются наказанием (Иов 34:21; Псалтирь 65:7; 93:9; Притчи 15:3; Амос 9:4,8).

Бог видит и защищает тех, кого Он любит. «Око Господне над боящимися Его» (Псалтирь 32:18; ср. Вт. 11:12; 3-я Царств 8:29,52; 9:3; 2-я Паралипоменон 6:20,40; 16:9; Ездра 5:5; Неемия 1:6; Псалтирь 33:16; 1-е Петра 3:12). Очи Бога обращены к истине (Иеремия 5:3) и на благо людей (Иеремия 24:6). С другой стороны, идолы часто изображаются слепыми (Псалтирь 113:13; 134:16).

Человеческое прозрение и познание. Зрение иногда служит символом познания (напр., Бытие 3:5; Иеремия 5:21). При этом обычно подразумевается принятие определенного мнения или суждения (Притчи 3:7; Иеремия 7:11). Способность зрительного различения часто связывается с духовным прозрением (Псалтирь 118:18,37), которое может либо достигаться через изучение закона (Псалтирь 18:9), либо прямо передаваться Богом через Своего Духа (К Ефесянам 1:17-18). Но духовное зрение может затемняться или затуманиваться (От Матфея 13:13; От Луки 24:16; 2-е Коринфянам 4:4). Непосредственным результатом грехопадения, описанного в Бытии, стало обретение Адамом и Евой определенной степени духовного и нравственного прозрения – глаза у них открылись, и они осознали, что утратили невинность и чистоту (Бытие 3:5-7). В Екклесиаст 2:12-14 при противопоставлении мудрого человека глупому тоже используется образ зрения.

Люди могут стать слепыми, когда отказываются ответить на Божье слово. Именно об этом должно было возвещать служение Исаии (Исаия 6:10). Бог позволяет народу упорствовать в своей бесчувственности (ср. Вт. 29:4; Иеремия 5:21). Это место из Исаии Иисус привел в притче о сеятеле для объяснения положения тех, кто отказывается прислушаться к Его проповеди (От Марка 4:12). В Деяния 28:26-27 этот же отрывок приведен в связи с нежеланием иудеев принять христианское учение. И Павел упоминает эту цитату в К Римлянам 11:8.

Увидеть Бога удостоятся только «чистые сердцем» (От Матфея 5:8). Люди смотрят на Бога для получения водительства (Псалтирь 24:15; 31:8; 122:1; 144:15). Они нуждаются в Боге для прозрения (Бытие 21:19). Следует осторожно относиться к тому, что видишь (Иов 31:1; Псалтирь 100:3,6; Притчи 4:25), ибо глаз может быть поврежден или ослеплен (От Матфея 7:3-5), или же он может стать источником духовного зла (Екклесиаст 4:8; От Матфея 5:29; 6:22–23). В таких случаях требуются радикальные меры, Иисус советовал даже вырвать глаз (От Матфея 5:29; 18:9).

Пророков называют иногда «прозорливцами» (напр., 2-я Царств 24:11; Исаия 29:10). Им дан от Бога особый дар духовного видения. Показателен в этом плане рассказ о Елисее и о воинстве Яхве. В первом случае Елисей не смог понять, что в грядущем конфликте будут участвовать Божьи ангельские силы. Однако в должное время его глаза открылись (4-я Царств 6:17,20). В Апокалиптических писаниях, таких как книги Даниила, Иезекииля и Откровение, «отверзаются небеса», раскрывая божественные видения (напр., Захария 1:18; см. СНЫ). Бога «видят», главным образом, в апокалиптических видениях. Обычно это происходит в форме мессианских воплощений (напр., Даниил 10:5-6), и контекст бывает преимущественно эсхатологическим (Исаия 33:17; Иезекииль 38:23; ср. Откровение 1:7).

Одна из основных надежд на Мессию заключалась в том, что Он даст «слепым прозрение» (От Луки 4:18), и эту миссию Иисус в достаточной мере выполнил в ходе Своего служения, совершив несколько чудес. Марк рассказывает об исцелении слепого из Вифсаиды, к которому зрение вернулось постепенно (От Марка 8:22-26), а Матфей – об исцелении двух слепых (От Матфея 9:27-31), причем в этом случае исцеление связывалось с проявлением веры (От Матфея 9:29). Один из самых известных примеров – исцеление слепого Вартимея, о котором рассказано во всех синоптических евангелиях (От Матфея 20:29-34; От Марка 10:46-52; От Луки 18:35-43). Здесь опять же исцеление связано с проявлением веры (От Марка 10:52). У Матфея записаны и другие случаи исцеления от слепоты (От Матфея 15:30; 21:14). В От Марка 4:10-12 Иисус рассматривает цели Своего публичного служения в категориях Исаия 6:10. Более ясно взаимосвязь между верой и зрением показана в Евангелии от Иоанна (напр., От Иоанна 4:48; 14:8, 11; 20:8, 29). Центральное место в этой теме занимает исцеление слепорожденного (От Иоанна 9:1-41), когда физическое прозрение сочеталось с духовным просветлением. Оценивая результаты публичного служения Иисуса, Иоанн еще раз привел слова из Исаия 6:10 (От Иоанна 12:40).

Идиоматические обороты. Принцип lex talionis (закона воздаяния), имеющего целью ограничить возможные эксцессы при отмщении, нашел выражение в словах «глаз за глаз» (Исход 21:23-25; Левит 24:20; Вт. 19:21). Личная встреча называется «лицом к лицу», буквально «глазом к глазу» (Числа 14:14), а действия совершаются «пред глазами» (Бытие 42:24; ср. Иеремия 32:12). При описании чьего-то суждения, особенно в Ветхом Завете, говорят, как то или иное выглядит «в глазах» человека (4-я Царств 10:5 {«угодно»}; 1-я Паралипоменон 13:4 {«справедливым»}; ср. От Матфея 21:42; От Марка 12:11). Проявлять упрямство значит «быть правым, справедливым, мудрым в глазах своих» (напр., Книга Судей 17:6; 21:25 {«справедливым»}; Псалтирь 35:3 {«льстит себе в глазах своих»}; Притчи 3:7; 10:10; 12:15; 16:2; 21:2; 30:12–13; Исаия 5:21). Гораздо разумнее делать угодное «пред очами Господа» (напр., 3-я Царств 15:5,11; 4-я Царств 14:3). Оглядеться вокруг значит «возвести очи» (напр., Бытие 13:10,14; 18:2; 22:4, 13; 24:63–64), а «взирать», «обратиться» или «устремиться» глазами значит обратить внимание на кого-то или на что-то (Бытие 44:21; Псалтирь 118:6,15; Иезекииль 20:24; От Луки 4:20). События могут происходить «во мгновение ока» (1-е Коринфянам 15:52).

Зрачок или «зеница» ока представляет большую ценность, и это выражение служит для обозначения дорогого Богу человека (Псалтирь 16:8; Захария 2:8). В нем может подразумеваться Божья защита и забота (Вт. 32:10). Оно может относиться также к наставлениям учителя (Притчи 7:2).

Глаза как выражение чувств. Глаза могут выражать широкий диапазон чувств, как положительных, так и отрицательных. Они могут выражать чувства физического и эмоционального удовлетворения (1-я Царств 14:27; Псалтирь 37:11), просвещения (Псалтирь 18:9), наслаждения (Иезекииль 24:16), смирения (Псалтирь 122:2), сочувствия, жалости (Вт. 7:16; 19:13, 21; 25:12; Иезекииль 16:5) или великодушия (Притчи 22:9 {буквально «с изобильными глазами»}; От Матфея 6:22). Они могут также выражать физическую и эмоциональную неудовлетворенность (Вт. 28:65; Иов 17:7; Псалтирь 68:4; Плач Иеремии 5:17), непонимание (Иов 17:7), печаль (Псалтирь 6:8; 30:10; 87:10; 118:136; Иеремия 9:1; Плач Иеремии 1:16; 2:11; 3:48–49), надменность (4-я Царств 19:22; Псалтирь 17:28; Притчи 6:17; 21:4; 30:13; Исаия 5:15; 37:23), отсутствие сострадания (Притчи 28:27; От Матфея 13:15), алчность (Притчи 27:20; Екклесиаст 4:8), зависть (Притчи 23:6 {буквально «с завистливым глазом»}; От Матфея 20:15), насмешку (Псалтирь 34:19; Притчи 30:17), коварство и обман (Псалтирь 34:19; Притчи 6:13; 10:10; 16:30), ненависть (Иов 16:9), похоть (Псалтирь 72:7; Притчи 17:24; Екклесиаст 2:10; Иезекииль 6:9; От Матфея 5:29; 2-е Петра 2:14; 1-е Иоанна 2:16) и обольщение (Исаия 3:16 {во многих случаях слово «глаза» в переводе отсутствует и передается образно через какие-либо качества характера}).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ГРЕХ, СВЕТ, СЕРДЦЕ, СЛЕПОТА, УХО.